Новости РСПМ и компаний

14.11.2017 Российский рынок металлов начинает рост


По традиции Неделю металлов в Москве 13 ноября открыла проводящаяся уже в 20-й раз Международная конференция «Российский рынок металлов», в очередной, юбилейный раз, организованная и проведенная журналом "Металлоснабжение и сбыт". В этом году в ней приняли участие около 140 представителей ведущих отечественных металлургических и металлотрейдерских компаний, потребителей стальной продукции, научных институтов и отраслевых ассоциаций. Предлагаем вниманию читателей своего рода резюме тенденций стального рынка.

Как сообщил на открытии конференции П. Серватинский, директор департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ, Россия остается важным глобальным игроком на мировом рынке стали. Она занимает пятое место в мире по объемам выплавки и третье — по экспорту стальной продукции. Металлургия — одна из базовых отраслей экономики страны, создающая 4% ее ВВП, на нее приходится 12% отечественного промышленного производства.

С начала века российские компании черной и цветной металлургии инвестировали в свое развитие около 4 трлн руб., что позволило кардинально модернизировать отрасль. Уровень износа основных фондов в настоящее время составляет порядка 40%. По данным World Steel Dynamics, в первую двадцатку мировых лидеров по низким издержкам входят шесть российских компаний, а в первую пятерку по уровню эффективности — две.

Нынешняя обстановка на мировом рынке характеризуется снижением давления со стороны Китая. В КНР в текущем году были выведены из эксплуатации значительные мощности по выплавке стали, прежде всего по выпуску низкокачественной продукции, а в ближайшее время должны вступить в силу зимние ограничения производства. Это способствовало сокращению китайского экспорта стали и росту цен на стальную продукцию в глобальном масштабе.

Тем не менее российские металлурги вряд ли могут рассчитывать на расширение внешних поставок в обозримом будущем. В принципе Россия является ведущим экспортером полуфабрикатов, причем отправляет за рубеж не только массовую коммерческую продукцию, но и, например, слябы из специальных марок стали. Однако зарубежные продажи готового проката сталкиваются с проблемами, прежде всего из-за усиления протекционизма.

За последние два года на мировом рынке стали значительно возросло количество антидемпинговых исков против производителей различных видов стальной продукции. Под удар попали в первую очередь китайские компании, но и российские экспортеры тоже понесли потери. Наиболее болезненным оказалось введение пошлин на горячекатаные рулоны в Евросоюзе в октябре текущего года. Для Новолипецкого (НЛМК) и Магнитогорского металлургических комбинатов это фактически потеря европейского рынка. А ранее в Евросоюзе установили достаточно высокие пошлины на российский холоднокатаный прокат.

Поэтому все более приоритетным для отечественных металлургов становится внутренний рынок. Такая тенденция наблюдалась и ранее, наблюдается она и сейчас. Однако несколько изменилась обстановка.

В текущем году российский рынок стали начал выходить из спада, длившегося два года. Кризис 2015—2016 гг. обернулся для России недопотреблением 14 млн т стали. Но в 2017 г. рост потребления возобновился. Улучшения происходят прежде всего в строительном секторе. По словам И. Гущина, вице-президента по продажам Группы НЛМК, на рынке арматуры растет доля продукции больших размеров, которая используется в строительстве фундаментов многоэтажных зданий.

В целом, по оценкам Д. Максимова, начальника управления маркетинга Северстали, в 2018 г. спрос на сталь в России должен составить 96% от показателя 2013 г., а фиксированные капитальные инвестиции — 94%. Как ожидается, спрос на стальную продукцию в текущем году увеличится на 5-6%, те же темпы роста сохранятся и в 2018 г. А к 2021 г., по прогнозу Северстали, потребление стали в России вырастет на 3,3 млн т, прежде всего за счет улучшения обстановки в строительной отрасли. Кроме того, на 350 тыс. т расширится использование проката в российском автомобилестроении.

Увеличивается в последние месяцы и спрос на стальные трубы, за исключением труб большого диаметра. По мнению С. Алексеева, директора по маркетингу ТМК, в этом году он вырастет примерно на 8%, а в следующем — еще на 4%. Значительный рост происходит в секторе нефтегазодобычи, где российским нефтяникам приходится осваивать труднодоступные месторождения, требующие повышенного расхода высококачественных труб. Кроме того, как отметил начальник управления по стратегическому маркетингу ЧТПЗ С. Алещенко, в текущем году после продолжавшегося несколько лет спада возобновился рост потребления трубной продукции в машиностроительном сегменте.

Поскольку ведущие российские металлургические компании все больше ориентируются на внутренний рынок, они используют несколько основных подходов. В первую очередь при относительно стабильной выплавке стали растет доля премиальной продукции, зачастую нишевой, для определенных областей применения. Об этом рассказывали на конференции сразу несколько участников.

Так, летом в Группе НЛМК было принято решение построить агрегат непрерывного горячего цинкования (АНГЦ) на 450 тыс. т в год и агрегат нанесения пластиковых покрытий на 150 тыс. т в год. На обеих установках будет выпускаться высококачественная продукция. В частности, на АНГЦ планируется использовать две ванны, что позволит получать новые перспективные покрытия — например, цинк плюс алюминий или цинк плюс магний. Сейчас эти технологии отрабатываются на одном из предприятий НЛМК в Европе, а затем их внедрят в России. Новый агрегат нанесения полимерных покрытий будет специализироваться на премиальных покрытиях высокого класса, в частности многослойных, для производителей бытовой техники либо на декоративных типа Printech.

Продукция с высокой добавленной стоимостью, как отметил Д. Максимов из Северстали, помогает снижать эффект волатильности цен. Компания активно создает новые виды премиального проката для таких отраслей, как нефтегазовая промышленность, автомобиле- и машиностроение, — например, прокат для изготовления труб, которые используются в зонах активных тектонических разломов, высокопрочную двухфазную сталь и ультрапластичную легированную сталь для корпусов легковых автомобилей, уникальные биметаллы для автокомпонентов.

На заводе Тулачермет-Сталь, который введут в эксплуатацию в конце года, вообще не будут выпускать рядовую сталь. Как рассказал вице-президент по стратегии и коммуникациям Промышленно-металлургического холдинга С. Фролов, его продукцией станет сортовой прокат для машиностроения, катанка для получения качественных метизов, пружинная и рессорная сталь. При этом попутно решаются задачи импортозамещения.

Точно так же освоение производства новых видов продукции в Группе ЧТПЗ помогло вытеснить импорт из сравнительно узкой, но немаловажной ниши бесшовных труб большого диаметра. Модернизация оборудования на Челябинском трубопрокатном заводе позволила освоить выпуск таких труб (диаметром до 650 мм). Ранее в России они не изготавливались.

ТМК представит в этом году на выставке «Металл-Экспо» ряд новинок, в том числе теплоизолированные лифтовые трубы, предназначенные для использования в условиях Крайнего Севера, новые коррозионностойкие сплавы, новые виды премиальных резьбовых соединений, устойчивых к сжатию и растяжению.

Еще одной важной тенденцией для российских компаний в последнее время стало предложение не просто стальных продуктов, но комплексных решений, позволяющих закрывать потребности клиентов. ТМК предлагает, в частности, интернет-ресурс, на котором рассчитывается запас прочности соединений под конкретные условия эксплуатации, принимает участие в проектировании скважин и трубопроводов.

Северсталь интенсивно продвигает направление стальных решений, предлагая клиентам индивидуализированные проекты. Если в 2016 г. по этому каналу было продано только 11 тыс. т продукции, то в 2021 г. компания рассчитывает довести предложение комплексных стальных решений до 250 тыс. т.

Все ведущие металлургические компании России развивают электронные каналы продаж. По словам Д. Максимова, в текущем году онлайн-магазином воспользовались около 50% клиентов Северстали, а объем продаж через него должен составить 600 тыс. т. В 2018 г., по прогнозам компании, интернетом начнут пользоваться уже все ее потребители, а обороты достигнут 3,5 млн т. Сегодня интернет-магазины зарекомендовали себя как удобная площадка, способствующая снижению затрат продавца и покупателя и улучшающая качество сервиса.

Те компании, которые ранее не торопились с выходом в онлайн, теперь стремительно сокращают отставание. Летом запустила электронную площадку ТМК. У НЛМК интернет-магазин пока работает в режиме ограниченной функциональности, но уже в конце декабря — начале января откроет клиентам возможность размещать через него заказы и отслеживать их исполнение.

В целом, как сказал С. Алексеев из ТМК, ключевые факторы конкурентоспособности — это долгосрочные отношения с потребителями, понимание и удовлетворение их требований, предоставление им удобных условий покупки. Этими принципами руководствуются в сбытовой политике все лидеры российской металлургической отрасли.

C 14 ноября Неделя металлов в Москве продолжит свою работу на ВДНХ в павильоне №75 в формате выставки "Металл-Экспо". Деловая программа содержит большое количество разнообразных мероприятий по различным сегментам рынка, деловых и научных совещаний, круглых столов и семинаров, среди которых каждый может выбрать интересующее его событие. Приглашаем присоединиться!

Смотрите фоторепортаж

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?