Новости РСПМ и компаний

23.02.2020 Как работать по гособоронзаказу в 2020 г.? (обзор по круглому столу РСПМ)


23 января в Москве в конференц-зале Российского союза поставщиков металлопродукции состоялась рабочая встреча «Практика правоприменения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“» руководителей и специалистов коммерческих, финансовых и бухгалтерских служб металлоторговых компаний.

В мероприятии приняли участие более 30 руководителей и специалистов, которые представляли такие компании, как А ГРУПП, ТК Актимиста, УК Алюминиевые продукты, Ариэль Металл, Галактика, Металлокомплект-М, МК Промстройметалл, Метизная торговая компания, ГФ Профиль, Русметпром, Трубная Компания Санеста-Металл, ГК София, Сталкер, ГК Техностиль, Выксунский металлургический завод и др.

В ходе встречи, которую вели руководители Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности Е. Гончарук и Е. Давыдова, были рассмотрены вопросы банковского и казначейского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу (ГОЗ), новая концепция ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, использование раздельного учета и контроля целевого использования средств ГОЗ, рекомендации по организации работы предприятия при заключении и исполнении государственных контрактов по ГОЗ-2020 и др.

Чем руководствоваться, что изменится

Так, основным нормативным документом, регламентирующим деятельность в рамках ГОЗ в текущем году, является Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе“» (вступил в силу 8 января 2020 г.). Также важно обращать внимание на следующие документы:

·           правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №47 (в редакции от 4 мая 2018 г. №543, от 24 января 2019 г. №27, от 22 июня 2019 г. №804);

·           порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Минпромторга РФ от 8 февраля 2019 г. №334 (зарегистрирован в Минюсте РФ 18 апреля 2019 г. №54430, вступил в силу 30 апреля 2019 г.);

·           формы обосновывающих документов, утвержденные приказом ФАС России от 26 августа 2019 г. №1138/19 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 октября 2019 г. №56216, вступил в силу 26 октября 2019 г.);

·           приказ ФАС России от 17 июня 2019 г. №772/19 «Об утверждении форм предоставления антимонопольному органу информации о фактах повышения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) цен на сырье, материалы, комплектующие изделия…» (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 октября 2019 г. №56355, вступил в силу 11 ноября 2019 г.);

·           приказ ФАС России от 16 апреля 2019 г. №472/19 «О внесении изменений в Порядок проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, утвержденный приказом ФАС России от 15 марта 2016 г. №240/16» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 июля 2019 г. №55108);

·           приказ министра обороны РФ от 21 ноября 2019 г. №686 «О внесении изменения в пункт 2 Порядка и сроков предоставления организациями, выполняющими ГОЗ, в которых созданы Военные представительства Министерства обороны РФ, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №47» (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2019 г. №57051, вступил в силу 11 января 2020 г.);

·           проект приказа Минэкономразвития РФ «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ» (взамен приказа от 1 июня 2018 г. №276) — новая редакция с учетом положений приказа Минпромторга РФ №334 — на согласовании с Федеральными органами исполнительной власти.

В настоящее время в рамках поручения коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ от 10 июля 2019 г. №6300п-П7 ФАС России подготовлен план-график мероприятий по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ на основании оценки (аудита) правоприменительной практики действующей нормативной правовой базы.

Планы-графики подготовки новых нормативных актов в сфере ГОЗ утверждены 25 и 27 декабря 2019 г. по результатам заседания коллегии ВПК по вопросам ценообразования в сфере ГОЗ. Они предусматривают в том числе внесение изменений в постановление Правительства РФ №1465, 804, 275-ФЗ, 44-ФЗ, КоАП РФ и пр. Итого 34 пункта (мероприятия по уточнению законодательства Российской Федерации). Срок исполнения — апрель—июнь 2020 г.

В план-график входят следующие мероприятия по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ на 2020 г.:

·         введение института предупреждений (в качестве предварительной меры) — извещения о наличии в действии/бездействии организации признаков нарушений законодательства в сфере ГОЗ;

·         придание примерным условиям государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1275, обязательного характера;

·         уточнение механизма формирования головным исполнителем кооперации и взаимодействия с ней с целью формирования и контроля цен на продукцию;

·         формирование системы нормирования технологических и производственных процессов, в том числе трудоемкости;

·         установление возможности изменения существенных условий государственных контрактов по государственному оборонному заказу с единственными поставщиками и государственных контрактов на НИОКР в связи с необходимостью проведения дополнительных работ;

·         восстановление требований о включении в государственные контракты на опытно-конструкторские работы обязанности предоставления организациями-разработчиками расчета цен на вооружение, военную и специальную технику;

·         определение критериев целевого использования головными исполнителями (исполнителями) ГОЗ денежных средств (фондов), сформированных за счет учета амортизации имущества организации в цене на продукцию;

·         снижение размера санкций за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.55.2 КоАП РФ;

·         установление административной ответственности для головных исполнителей (исполнителей) государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу за неисполнение требования по предоставлению отчета по результатам ведения раздельного учета.

Банковское сопровождение. Новые возможности, новые проблемы

Банковское сопровождение государственного оборонного заказа представляет собой комплекс услуг, оказываемых банком в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Так, в 2019 г. появилась возможность пополнять отдельный банковский счет (ОБС) собственными средствами (при отсутствии и (или) недостаточности средств для оплаты работ в рамках контракта) и иметь право на последующий возврат денежных средств с ОБС на расчетный счет.

Также можно закрывать «нулевые» отдельные счета до получения уведомления об исполнении госконтракта (закрытия сопровождаемой сделки).

В то же время запрещается производить перечисление на расчетные счета в рамках лимита 5 (3) млн руб. по договорам без идентификатора госконтракта (ИГК). Кроме того, существуют ограничения при проведении оплаты без договора по счету (в том числе в рамках лимита 3 млн руб.). Также невозможно «забрать» средства окончательного расчета и расходовать средства по исполненным контрактам (со «старыми» ИГК) на исполнение новых контрактов ГОЗ.

При различном толковании норм закона №275-ФЗ судами, контролирующими органами, уполномоченными банками (отсутствие единой практики правоприменения) имеет место различная судебная практика.

Реализация отдельных арбитражных решений о взыскании с уполномоченного банка процентов за пользование чужими денежными средствами в случае неправомерного отказа в проведении расходной операции (в том числе возмещения запаса на основании допсоглашения) не меняет общей практики расчетов.

Казначейское сопровождение в 2020 г.

Ключевые новеллы казначейского сопровождения ГОЗ на 2020 г. содержатся в следующих документах:

·           Федеральный закон №380-ФЗ «О федеральном бюджете на период 2021 и 2022 гг.» (ст. 5);

·           Правила казначейского сопровождения средств ГОЗ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. №1819;

·           приказы Минфина РФ и Казначейства России (находятся на регистрации в Минюсте РФ).

Так, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона №380-ФЗ «О федеральном бюджете на период 2021 и 2022 гг.» казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:

·           расчеты по государственным контрактам, заключаемым с целью реализации государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. руб.;

·           расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 300 тыс. руб. (пп. 7 ч. 1 ст. 5).

При казначейском сопровождении целевых средств юридические лица в соответствии с установленным Правительством РФ порядком ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому соглашению, государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (п. 1 ст. 5).

При казначейском сопровождении средств ГОЗ возникают следующие обязательства:

·           государственный заказчик ГОЗ обязан уведомлять до заключения государственного контракта головного исполнителя о необходимости открытия в Территориальном отделении федерального казначейства (ТОФК) соответствующего лицевого счета, направлять в ТОФК уведомление о полном исполнении государственного контракта;

·           головной исполнитель, исполнитель по государственному контракту, контракту (договору), заключаемым в рамках выполнения государственного оборонного заказа, обязаны:

o    открывать лицевые счета;

o    соблюдать режим лицевых счетов;

o  уведомлять до заключения контрактов (договоров) исполнителей о необходимости открытия в ТОФК лицевого счета;

o  представлять по запросу ТОФК и Федеральной службы по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном исполнителе (идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе).

При казначейском сопровождении средств ГОЗ в условия государственного контракта, контракта (договора), заключаемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа, учитываются следующие положения:

·           о применении казначейского сопровождения средств при исполнении государственного контракта, контракта (договора);

·           содержащиеся в абзацах 2—5 п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №380-ФЗ (в части обязанностей головного исполнителя, исполнителя ГОЗ);

·           о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта (договора) и предоставления в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

·           о перечислении головным исполнителем средств в согласованном государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством РФ для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения являются принятые государственным заказчиком товары, работы, услуги.

Наряду со знакомством с новеллами законодательства, регламентирующими работу в сфере ГОЗ, участники мероприятия разобрали конкретные примеры разрешения спорных ситуаций, а также смогли задать экспертам вопросы.

Несколько участников мероприятия рассказали об опыте работы по ГОЗ своих компаний.

По словам Д. Петрунина, директора по прямым продажам МК Промстройметалл, главной проблемой является оплата: практически все договоры (90%) идут с постоплатой, и получить деньги очень сложно.

Исполнительный директор ТК Санеста-Металл К. Иголкин в числе проблемных моментов работы по ГОЗ назвал малое количество поставщиков, возможность открывать спецсчета, а также отсрочки платежа. Более-менее все в порядке с казначейством, деньги на счетах компаний практически всегда есть. Он также отметил, что по сравнению с обычной сделкой в сфере ГОЗ маржинальность меньше в 1,5—2 раза.

Е. Бернштейн, заместитель директора по маркетингу и сбыту МТК ФР, отмечает недоработанность электронных систем, электронного бюджета в рамках казначейского сопровождения. «У нас было несколько прецедентов, когда казначейство задерживало деньги исключительно по своей халатности на очень большие сроки», — уточнил он.

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

Twitter Instagram Telegram Facebook Youtube

Сегодня: 20 сентября 2020г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?