Статьи в СМИ о компаниях РСПМ

20.06.2025 С. Буниц, Галактика : «Рынок складской торговли цветными металлами трансформируется»


Вот уже 28 лет Сергей Буниц бессменно руководит компанией Галактика. 30 июня он отмечает 60-летний юбилей. Несмотря на такой праздничный повод, разговор носит чисто рабочий и, более того, наверное, даже проблемный характер, потому что в экономике сейчас наблюдаются определенные негативные тенденции.

Сергей Иванович, давайте начнем с финансовых вопросов. Как сейчас обстоят дела с ценообразованием? Как меняется ценовая конъюнктура? Снизилась ли маржинальность ведения трейдингового бизнеса в сфере цветных металлов?

Цветная металлургия более 30 лет работает в жесткой привязке к Лондонской бирже металлов (LME) и к курсу рубля по отношению к доллару. И на сегодняшний день это не является исключением. Иногда, конечно, на внутренний рынок ценообразования на полуфабрикаты из меди и алюминия косвенно влияют вывозные пошлины на сырье и металлолом, а также решения органов власти о снижении цен на некоторое сырье — на медные катоды, например, для нужд гособоронзаказа. Но все это локально.

Колебания котировок LME за последние три года были на уровне ±20%. Если к этому добавить непредсказуемость котировок рубля и доллара, особенно связанную с политическими моментами, то металлотрейдинг и складская торговля вынуждены жить в краткосрочной перспективе. На долгие вложения никто не рассчитывает, поскольку можно сегодня вложиться, а завтра получить на бирже условно –20%, да еще и рубль может просесть на 20%. А 40% — достаточно большая убыточность для того, чтобы думать о перспективе на полгода или тем более на год.

Потребители тоже все прекрасно понимают и не желают брать металл на квартал, даже ежемесячно. Все стараются осуществлять еженедельные закупки. Такая тенденция дробления и уменьшения объема заказов четко наметилась за последние три года.

Соответственно, с уменьшением количества партий отгруженного товара сократился средний чек, а количество подготовленных к отгрузке групп увеличилось. Это приводит к повышению операционных расходов как со стороны производителей по ценам, так и со стороны складской металлоторговли. Происходит постоянная досортировка, увеличивается ассортимент в чеке, требуется дополнительная упаковка. Часто приходится дробить артикулы, собирая заказы по 50, 60, 70 артикулов в один отгружаемый пакет. Такие параметры обработки заказов, конечно, влияют на накладную часть расходов, поскольку для этого требуются соответствующие складские площади: в подготовительных буферных зонах необходимо сортировать металлопродукцию, хранить, собирать, упаковывать и отгружать, а это довольно трудозатратный сопроводительный процесс. Если раньше можно было подобрать продукцию пачками — например, отгрузить пачку алюминия, пачку меди и пачку латуни, что менее трудоемко, то сейчас приходится грузить 1/3 или 1/4 пачки для одного, другого, третьего покупателя.

Если говорить про уровень чека, то он стал меньше. Связано это с тем, что никто не хочет вкладываться на месяц, на полтора или два. Клиенту легче купить сейчас 100—200 кг, загрузить на отдельный поддон, увезти, а через неделю приехать и заново сортироваться. Тем более никто не хочет сильно вкладываться в кредитный ресурс. И это ведет к определенным издержкам в складской торговле.

Цветные металлы всегда стоили дорого и требовали наличия большого оборотного капитала у операторов рынка. А как сейчас, в условиях запредельной ставки рефинансирования, удается поддерживать оборотный капитал?

И для потребителя, и для складского трейдера держать большой запас металлопродукции становится очень накладно из-за высокой ставки Центробанка. Складские запасы снижаются с осени прошлого года, что сказывается на объемах закупок со стороны трейдеров у заводов по обработке цветных металлов. Сейчас конъюнктура рынка характеризуется падением спроса. Я думаю, ключевая ставка значительно влияет на этот процесс, потому что развиваться под большие банковские проценты всегда очень тяжело. Скорее всего, мы вернемся к уровню потребления 2020 г., когда объемы были минимальными. Все это приводит к уменьшению доходности бизнеса.

На сегодняшний день все финансируются за счет собственных средств. Более устойчивыми являются компании, у которых есть оборотные средства.

А что происходит с условиями выполнения заказов со стороны заводов-изготовителей, прежде всего, с точки зрения соблюдения сроков поставок?

В первой половине текущего года ситуация лучше, чем в 2024 г. Во-первых, многие небольшие производители нарастили объемы производства и расширили номенклатуру. Кроме того, сейчас нет проблем с покупкой материала. В прошлом году были периоды, когда в свободной торговле металл появлялся с большими задержками. Сейчас ситуация выправилась: дефицита нет ни на медном, ни на алюминиевом рынке. Заводы сдают заказы вовремя, а некоторые небольшие предприятия работают даже со сроком исполнения две-три недели, в среднем — 30—40 дней, что уже стало нормой. Ранее же доходило до полугода — мы жили в этих условиях дефицита, было тяжело. Сейчас наступает время профицита. Заводы хотят сохранить объемы, но сбыт сдерживает.

Компания Галактика является несомненным лидером рынка уже более десяти лет. За счет чего это удается?

Летом 2025 г. компании исполняется 28 лет. Действительно, на протяжении многих лет мы занимаем лидирующие позиции в сегменте торговли цветным металлопрокатом. Залогом успеха являются наличие собственных территорий и складских мощностей, что позволяет расширять возможности по обслуживанию клиентов, и богатый ассортимент продукции. Ежегодно мы наращиваем номенклатуру продукции, исходя из спроса. Так, недавно линейка пополнилась кондиционерной трубой из меди.

Также мы организовали участок дополнительной обработки металлопроката, что способствует расширению круга клиентов. Установленное там оборудование позволяет раскраивать листы и плиты из алюминия, меди и латуни на любые типоразмеры заготовок, выполнять резку прутков и профилей. И мы планируем расширять спектр сервисных услуг. Оборудование на данном участке загружено полностью на месяц вперед. Наценка всегда стабильна.

Конечно, одним из самых важных факторов, способствующих удержанию лидерских позиций, является наличие слаженного коллектива сотрудников, которые постоянно заботятся о клиентах. Это касается как менеджерского состава, так и складского персонала.

Помимо этого, компания принимает активное участие в отраслевых событиях — в выставках и конференциях, в деловых мероприятиях Российского союза поставщиков металлопродукции. Все это дает уверенность в завтрашнем дне.

Какой политики по расширению присутствия в регионах придерживается Галактика сейчас?

Вопрос глобализации рынка цветных полуфабрикатов давно стоит на повестке дня. С периодичностью раз в пять лет осуществляются попытки создать крупную сбытовую структуру, но из-за сложности управления бизнес-процессами, из-за большой дебиторской задолженности и, как следствие, больших убытков успехом эти попытки пока не увенчались. При динамично меняющихся ценах безубыточно управлять большими складскими запасами очень непросто.

Наша компания не стремится стать мега-трейдером с большим количеством филиалов — нам это не интересно. Больше того, мы закрыли филиалы в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. И время показало, что это было верным решением, поскольку представительства требуют накладных расходов и времени на управление персоналом, а подобрать сильный коллектив в регионах не всегда получается. Мы решили оставить представительства только на Урале и на Южном Урале. И, как бы парадоксально это ни выглядело, продажи через центральный офис в регионы, где работа филиалов была приостановлена, только увеличились.

Надо отметить, что многие компании потерпели фиаско с развитием филиальной сети.

Сегодня многие участники рынка металлов экспериментируют с реализацией продукции через маркетплейсы, другие развивают собственные каналы е-коммерции, открывают интернет-магазины. Вы не рассматривали этот канал сбыта?

Популярность электронной коммерции в последнее время сильно выросла. Но в сфере складской металлоторговли, особенно цветным прокатом, ощутимого эффекта не наблюдается. Товары народного потребления торгуются через маркетплейсы в измерении цены за единицу, у нас же отгрузка ведется при условии стоимости за 1 кг, иногда — за погонный метр, что не позволяет переложить реализацию цветных металлов на маркетплейсы. Поэтому в нашем случае возможны только розничные продажи. Замаркировать каждый пруток под силу, наверное, только розничным складам, так как это существенная нагрузка, которая приведет к большим наценкам на продукцию — на уровне 50—60%.

Нашу продукцию покупают и Вайлдберриз, и Озон, но это незначительные объемы. Полагаю, маркетплейсы займут не более 5% продаж на рынке.

Кроме того, не стоит забывать, что цветной прокат — сложный товар технического назначения, который применяется в самых разных отраслях народного хозяйства. Только алюминиевых сплавов существует более двух десятков. В этой сфере вопрос цены не всегда влияет на то, чтобы заказчик был удовлетворен — ему крайне важно получить консультацию специалиста о прочности металла, о сроках эксплуатации и о других аспектах. Так что хорошо, что рынок по-прежнему принадлежит компаниям, разбирающимся в технических характеристиках продукции и способным профессионально проконсультировать клиента.

Какая группа металлов (легкие или тяжелые) генерирует наиболее устойчивый спрос? Как вы считаете, какие тренды развития сектора трейдинга цветных металлов будут задавать тон дальнейшему развитию индустрии?

Цветной металлопрокат применяется абсолютно во всех отраслях. Рынок потребления алюминия по сравнению с медью всегда больше, как и объемы его производства. Стоит отметить, что и потребление алюминия на душу населения за последние годы постепенно прирастает. Что касается продаж, то на сегодняшний день на алюминиевую группу у нас приходится 60—65% продаж, на медную — 35—40%.

Потребление тяжелых цветных металлов сильно не увеличивается. Это связано прежде всего с высокой стоимостью меди. Если раньше стоимость тонны меди составляла $4-5 тыс., то сейчас она превышает $10 тыс. Ее покупают только потребители из тех индустрий, где медь невозможно заменить.

По алюминию ассортимент может расширяться за счет авиастроения, приборостроения и транспортного машиностроения. Мне кажется, драйвером роста спроса на продукцию из цветных металлов в ближайшей перспективе выступит именно транспортное машиностроение, где существует ряд программ развития. Поддержку спросу окажет также военно-промышленный комплекс.

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?