Новости РСПМ и компаний
|« Первая ← 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Последняя »|
15.08.2008 Металл — в профиль
Через 2-3 года в ЮФО может возникнуть серьезный дефицит сырья для производства черных металлов.
В интервью «Вестнику» президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов рассказал о росте потребления продукции черной металлургии, ценах, развитии металлосервисных и металлообрабатывающих компаний, а также о реализации инвестиционных проектов, которые могут изменить структуру производства металлопродукции. — Как растет потребление проката на российском рынке? — В 2005 и 2006 годах россия потребляла соответственно 29 и 33 млн тонн черных металлов. в прошлом году показатель вырос еще на 17% — до 38,6 млн тонн. Прежде всего прирост обеспечен строительным сектором. Но стоит отметить и динамику потребления в производстве машин и оборудования. — Какую долю в общем объеме потребления занимал импорт? — Примерно 6 млн тонн. При этом общий объем производства черных металлов в стране составил 59,6 млн тонн, из них 27 млн экспортировано. — Число специализированных металлоцентров в России растет. Какой объем поставок обеспечивают такие компании? — Через металлосервисные базы и металлосервисные центры конечному потребителю поставляется 60% металлопродукции. Для сравнения: в Европе этот показатель составляет 80%. Учитывая общий рост потребления в России, доля поставок через металлосервисные и металлообрабатывающие центры будет увеличиваться. Так что нашим компаниям есть над чем работать. Основную роль на российском рынке играют сетевые металлоторговые компании, как аффилированные с большими металлургами, так и независимые. Первые (ТД «СеверстальИнвест», «Мечел-Сервис», «Магма-Трейд») оперируют объемами примерно по 1,3-1,7 млн тонн в год. Крупных независимых сетей сейчас шесть, они оперируют объемами от 0,7 до 1,2 млн тонн в год. Лидирует здесь «Сталепромышленная Компания» из Екатеринбурга, которая поставляет через свою сеть ежемесячно в среднем около 100 тыс. тонн металлопродукции широкого ассортимента. В число этих шести крупных независимых компаний также входит и таганрогский «Инпром». — В текущем году на какой рост рассчитывают сами компании? — Большинство компаний ожидают роста своих объемов поставок и переработки металлопродукции на 5-25%. — По оценкам, стоимость металлопродукции с начала года увеличилась на 40-70%. Каков прогноз конца 2008 года? — Надеюсь, что цены на прокат, трубы и металлоизделия на российском рынке к концу 2008 года не вырастут более чем на 100-120%. — Насколько увеличится внутреннее потребление стальной продукции в ближайшие два года? — По прогнозам, к 2010 году потребление в России вырастет до 51 млн тонн, то есть на 32% к уровню 2007 года. одним из самых металлоемких регионов останется ЮФО. — Будут ли из-за этого на Юге цены расти больше, чем в других регионах? — Наоборот, цены здесь будут традиционно самыми низкими. Объясню почему. Во-первых, рядом Украина, Турция, которые поставляют на российский рынок свой металлопрокат через порты Азово-Черноморского бассейна. С другой стороны, хорошо налажены поставки продукции российских производителей из Липецка, магнитогорска, Челябинска. Плюс учитывайте, что в перспективе на Юге откроются новые производства. Во-вторых, на рынке огромное количество поставщиков металлопродукции. Сравним, например, с Сахалинской областью, где работает всего четыре компании. Конкуренции никакой. А в ЮФО — сотни компаний-поставщиков, которые никогда не смогут договориться друг с другом. А чем больше конкуренция, тем цены ниже. — Украинская и турецкая продукция серьезную конкуренцию составляет нашим производителям? — В прошлом году — да. В этом — пока меньше, потому что наши предприятия держат цену чуть-чуть ниже, чем на мировом рынке. Соответственно, поставки на внутрироссийский рынок со стороны этих стран уменьшились. — Работающие металлургические предприятия Ростовской области увеличивают мощности, появляются новые предприятия. Не будет ли переизбытка мощностей? — Предприятия находятся вблизи портов, соответственно, очень большой потенциал для экспорта. особенно на ближневосточный рынок. Также хорошие возможности с точки зрения логистики и для поставок в другие регионы россии. Поэтому, думаю, переизбытка производства не будет. Здесь вопрос в другом. В России заявлены или уже реализуются около 25 инвестиционных проектов, которые могут резко изменить структуру производства металлопродукции, логистику и т.д. Около 15 проектов, в том числе на Юге России, ориентированы на производство продукции из лома. Ведь использование лома — это самое дешевое с точки зрения себестоимости производство стали, кроме того, технологии переработки других видов сырья требуют больше инвестиций на тонну продукции. Потребности в ломе российских предприятий и так год от года увеличиваются: если три года назад россия экспортировала 15 млн тонн, то в прошлом году — 7 млн тонн, цена лома уже превысила$500 за тонну. В ближайшие несколько лет, по экспертной оценке, баланс лома и внутренней потребности в нем совпадут. То есть через 2-3 года, после введения только части запланированных металлургических мощностей, может возникнуть серьезный дефицит этого сырья. Таким образом, выиграют те компании, которые раньше создадут сети по сбору лома. — Есть мнение, что для снижения динамики цен необходимо введение экспортных пошлин на лом черных металлов и коксующийся уголь. Вы его разделяете? — По коксующемуся углю дефицита в целом по балансу производства и спроса нет, есть отдельные проблемы с логистикой поставок: в отдельных регионах наблюдается избыточное производство при недостаточном потреблении, а в других — наоборот. С этим и связан как экспорт, так и импорт отдельных марок коксующихся углей. С повышением спроса на лом черных металлов со стороны российских металлургов его перестанут грузить на экспорт. Действующая пошлина достаточна для того, чтобы интерес у ломозаготовительных предприятий был направлен на отечественного потребителя. По мере увеличения потребления лома на внутреннем рынке будет естественным образом сокращаться экспорт. Инвестиции в модернизацию производственных мощностей на Юге России
Компания
Предприятие
Регион
Инвестиции
Сталь
Прокат
Сроки
Сортамент
Сырье
Компания
Предприятие
Регион
Инвестиции
Сталь
Прокат
Сроки
Сортамент
Сырье
«Эстар»
Ростовский электрометаллургический завод
Шахты, Ростовская область
$ 600 млн
730 тыс. т
1 млн т
2007-2008 гг.
заготовка — 180 тыс. т, катанка, арматура — 550 тыс. т
металлолом
«Эстар»
Южнорусский металлургический завод
Шахты, Ростовская область
$ 350 млн
1 млн т
2008-2011 гг.
строительная балка и профили различного назначения (двутавр, швеллер, уголок)
металлолом
МАИР
Сулинский метзавод
Красный Сулин, Ростовская область
$ 150-200 млн
2 млн т
0,5 млн т сортового проката, 0,5 млн т заготовка
2007-2009 гг.
заготовка, арматура
металлолом
ТМК
Волжский трубный завод
Волжск, Волгоград-ская область
4,9 млрд руб.
750 тыс. т труб
2008-2009
ввод в эксплуатацию ТБД 1420
Индустри-альный союз Донбасса
Армаврский сталепрокатный завод
Армавир, Краснодар-ский край
$ 1,5 млрд
4,5 млн т
4,5 млн т
2007-2009 гг.
Арматура, профиль, уголок, швеллер
металлолом
Kurum Holding
Адыгейский металлургический завод
Адыгейск, республика Адыгея
$ 150 млн
1,5 млн т
—
заготовка, арматура
металлолом
Данные: РСПМ
Автор: Оксана Лебедева
Журнал «Вестник Юг: Экономика.Инфраструктура. Инвестиции. АПК»
11.08.2008 RUSTEEL – настоящая находка для «Паллады»
Компания поддержала рождение новой традиции на Российском флоте
Уникальное зрелище подарил жителям и гостям Владивостока самый быстроходный в мире парусник «Паллада». Сегодня, 11 августа, судно, занесенное в книгу рекордов Гиннеса, пришвартовалось у причала, завершив тем самым многомесячное путешествие. Оно было посвящено 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена, а также 50-летию начала отечественных исследований Антарктиды.
Возвращение судна в родной порт после 280 суток кругосветного плавания стало настоящим праздником для всех встречающих. Команда легендарного фрегата приветствовала всех, выстроившись на реях. Курсанты были одеты в специальную праздничную форму, выполненную в цветах российского триколора. Такое построение команды произвело настоящий фурор – на волнах гордо качался российский флаг. Так моряки парусника символизировали могущество России, как великой морской державы.
Воплощение идеи торжественного построения команды на борту учебно-парусного судна в виде государственного флага стало возможным благодаря поддержке компании RUSTEEL, которая предоставила морякам для этого форму. Такое патриотическое начинание, несомненно, получит продолжение и станет доброй традицией на Российском флоте.
«Главная цель кругосветки - продолжение традиций великих российских мореплавателей и восстановление лидирующих позиций государства в Мировом океане – активно поддерживается компанией», - отметил в ходе торжественной встречи парусника представитель RUSTEEL. По его словам, такое мероприятие как рождение новой традиции на флоте, организация поддержки экипажу в ходе кругосветки очень важно для компании, так как RUSTEEL ведет социально ответственный бизнес. И это не просто красивые слова для компании. С самого начала своей деятельности RUSTEEL поставила одной из своих главных задач не только участие в повышении экономического потенциала страны, но и в общественной жизни.
Зная, как тяжело курсантам «Паллады» вдали от родного дома, сотрудники RUSTEEL сделали все возможное, чтобы скрасить рабочие будни ребят. Пока судно находилось в длительном рейсе, компания оказывала экипажу посильную поддержку в местах своего территориального присутствия, создавая ощущение близости родины во время встреч. Экипажу учебно-парусного судна делали подарки: в Барселоне - плазменный телевизор с приставкой DVD и подборкой хороших отечественных фильмов, которые помогли ребятам организовать приятный досуг во время похода; в Шанхае - графическую станцию–компьютер для монтирования фильмов в наборе с проектором и экраном для создания памятных фильмов о кругосветном путешествии, которые могут стать как учебным, так и научно-популярным материалом.
Главные принципы в работе RUSTEEL – честность, профессионализм, уважение к партнерам – обязательно присутствуют и в ее общественной деятельности. Компания является инициатором возрождения традиций шефства крупных промышленных предприятий над учебными заведениями, детскими домами, больницами, молодыми курсантами. На сегодняшний день под патронажем RUSTEEL семь подобных организаций.
В компании уверены - заботясь должным образом о подрастающем поколении уже сегодня, мы обеспечиваем достойное будущее экономически развитой, сильной и процветающей России.
Справка «Восток-Медиа»: Компания RUSTEEL была создана в 2003 году при прямом участии Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината. Сегодня это крупный российский металлорейдер, который представляет интересы ведущих мировых производителей высокотехнологичных сталей России, Японии, Кореи, Китая и других стран ЮВА. RUSTEEL – первый российский металлорейдер, открывший представительство в КНР с целью продвижения продукции китайских и российских металлургов.
В 2005 году компания стала членом Российского Союза Поставщиков металла (РСПМ). Металлоцентры и филиалы компании действуют во Владивостоке, Хабаровске, Уссурийске, Находке, Новосибирске, Москве.
Стратегический план развития RUSTEEL предполагает построение Федеральной сбытовой сети в период с 2008 по 2015 г.г. В настоящее время ведется работа по подготовке к открытию филиалов в крупнейших городах РФ. Ежегодно более 4 000 крупных потребителей приобретают продукцию с металлоцентров компании RUSTEEL.
07.07.2008 Невеселая ситуация
Президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр РОМАНОВ считает, что картельного сговора о дружном увеличении отпускных цен на металлы на внутреннем рынке российские металлурги не устраивали. Ценовые скачки связаны исключительно с внешними факторами.
— Ценового сговора не могло быть хотя бы потому, что у нас в России нет ярко выраженных монополистов в черной металлургии. Да, по отдельным видам продукции есть комбинаты, которые производят уникальную продукцию. Они являются по этим видам монополистами, но в то же время по этим видам металлопродукции нет никаких ограничений на импорт. Поэтому можно сказать, что российский рынок представляет собой достаточно жесткую конкурентную среду.
— Чистых монополистов мало, но зато по многим позициям наблюдается олигополия, и теоретически контролирующие рынок компании могут договориться о повышении цен…
— Я бы в данной ситуации не стал подозревать сговор. В России производится несколько сотен видов проката черных металлов, которые достаточно широко применяют в строительстве, машиностроении, автомобилестроении, транспортном машиностроении. Так вот, по большинству позиций в настоящее время цены на внутреннем рынке ниже мировых. У нас был период в первом полугодии прошлого года, когда цены поднялись и стали выше мировых, видимо, многие считают, что эта ситуация продолжается и ныне. Однако как только российские цены превысили мировые, резко увеличился импорт металлопродукции — ее стало выгоднее закупать за рубежом. Например, летом 2007 года на российский рынок пошел большой поток арматурного проката, произведенного в Турции, Египте и ряде других стран, потому что цены на международных рынках были ниже российских и поставлять металл в нашу страну было выгодно. В прошлом году в целом импорт проката черных металлов в Россию увеличился почти на 1,5 млн тонн. А в этом году цены на большинство видов проката черных металлов примерно на $50—100 ниже, чем мировые. В итоге в первом полугодии 2008 года объем импорта снизился относительно первого полугодия прошлого года и вернулся к средним значениям прошлых лет. Потому что теперь более выгодно брать продукцию у отечественных производителей.
Не все сами
— А зачем импортировать металл в страну, где собственной стали производится с избытком?
— Хочу отметить, что некоторое количество импорта черных металлов в России будет сохраняться при любой внутренней конъюнктуре. По некоторым видам металлопродукции, которая у нас не производится или производится в недостаточном количестве или недостаточного качества, ряд потребителей всегда производит закупки за рубежом. Или приобретать продукцию за пределами страны получается более удобно с точки зрения логистики. Например, если перевозить металл, который производится в европейской части РФ, на Дальний Восток, то транспортировка увеличивает его стоимость на $100—150 за тонну. Получается, если цена на внутреннем рынке в европейской части России составляет минус $50 от мировой, то на Дальнем Востоке она уже составит $50—100 выше рынка. Поэтому потребителям Дальнего Востока проще купить металл в Китае, Южной Корее или других странах Юго-Восточной Азии, чем тащить через всю страну. Также на протяжении последних лет постоянно присутствует импорт на рынке оцинкованных и окрашенных сталей, который составляет примерно 500—700 тыс. тонн в год, и импорт по ряду других видов металлопродукции.
И слава богу, что у нас есть большое количество поставщиков металлопродукции, которые обеспечивают десятки тысяч потребителей. Структура продаж черных металлов в России выглядит так: основные поставки металлопродукции ведутся через торговые дома и дистрибьюторские сети металлургических комбинатов. Например, это торговый дом «Северсталь-Инвест», сбытовая структура «Мечела» — «Мечел-Сервис», сбытовые подразделения Магнитогорского металлургического комбината «Магма-Трейд» и «Уралсибтрейд». А также через большое количество металлоторговых компаний, как сетевых, которые по объемам сопоставимы с теми, что я назвал выше, так и через независимые региональные компании, имеющие возможность закупать на свои базы металлопродукцию не только у отечественных производителей, но и на Украине, в Казахстане, на Ближнем Востоке, в Европе и Юго-Восточной Азии. Дистрибьюторы, которые работают на рынке, прежде всего ориентированы на получение дополнительной прибыли, снижение стоимости закупаемой продукции, поэтому они имеют возможность приобретать ее во всех странах мира. Если это выгодно — они покупают.
— С чем, по-вашему, связан ценовой всплеск на черные металлы внутри страны?
— Рост подтолкнуло увеличение цен на мировом рынке. Сейчас наблюдается глобальный повышающий тренд на сырьевые ресурсы и их первые переделы – производство стали, заготовки и первичных видов проката. Это связано с тем, что выросли мировые цены на железорудное сырье, на уголь, другие составляющие себестоимости стальных полуфабрикатов. Если предприятия черной металлургии в целом экспортируют примерно 40—45% от общего объема производства по определенным ценам, то почему на внутренний рынок они должны грузить металл по более низким ценам? Таким образом выросли цены и на внутреннем рынке.
Еще один момент. На рынке черных металлов, так же, как и на многих других товарных и сырьевых рынках, никогда не бывает все хорошо. Есть подъем цен, потом стагнация, падение. Все рынки не бывают из года в год постоянно одинаковыми. Мировая конъюнктура, сложившаяся в последнее время, дает металлургам шанс обновить основные фонды, серьезно модернизировать производство и ввести в строй новые проекты, которые позволят увеличить предложение на внутреннем рынке, что, безусловно, будет способствовать стабилизации цен.
В настоящее время, по оценкам экспертов, у нас в отрасли около 50% устаревшего оборудования, которое необходимо обновить. Чтобы заменить один стан, необходимо потратить десятки и сотни миллионов долларов. Металлургические компании, в том числе иностранные, запланировали или уже реализуют около
25 крупных инвестиционных проектов, которые после ввода предприятий в эксплуатацию увеличат предложение металлопродукции, прежде всего на внутреннем рынке. Это плюс. А инвестиции большие; условно говоря, чтобы вывести на рынок мощности объемом 1 млн тонн, в год нужно потратить примерно $500—700 млн. Значительная часть этих инвестиций — заемные средства, которые в нынешних финансовых условиях предоставляются компаниям под 15—17% годовых. Иногда кажется, если инвестпроект осуществляется в кредит, это просто нереально, лучше ничего не делать. При таких ставках вернуть инвестиции невозможно практически никогда, потому что неизвестно, какой будет рыночная конъюнктура, какой через 2—3 года после ввода в эксплуатацию этого оборудования будет стоимость сырья, электроэнергии.
Я считаю, что по большому счету в российской отрасли черной металлургии возникла очень сложная ситуация. В стране уже создана масса монополий, и монополизация продолжается дальше. Основная проблема развития производственного малого и среднего бизнеса (бизнес, в котором занято несколько сотен человек; в основном это мини-заводы, увеличение числа которых могло бы повлиять на стабилизацию цен на металлы. — «Профиль») — просто невозможно открыть свое дело. Нет свободного доступа ни к электроэнергии, ни к транспорту. С моей точки зрения, государству нужно стимулировать создание оснащенных соответствующей инфраструктурой площадок, которые могли бы обеспечивать производство. А сейчас инфраструктура создается, но в очень небольших объемах. Кроме фактических монополистов — энергетиков, «Газпрома», крупных металлургических компаний, у нас фактически все остальное идет с трудом. К сожалению, вот такая не очень веселая ситуация.
— Может ли нынешнее обсуждение ценовой политики металлургов быть связано с беспокойством госкомпаний по поводу удорожания крупных нацпроектов, к примеру, Олимпиады-2014 или строительства ВСТО?
— Возможно. Об этом можно сделать вывод, поскольку стороны договариваются, что делать в этом случае, на верхах, без привлечения общественности. Однако формально новый всплеск интереса к ценообразованию в металлургии возник с подачи нефтяников, в частности «Транснефти» и «Сургутнефтегаза». Многие потребители металлопродукции попали в неприятную ситуацию, когда они не планировали роста цен, но по объективным причинам он возник. Понятное дело, что для нефтяных и трубопроводных компаний трубы — серьезная составляющая в себестоимости бурения, освоении новых месторождений, прокладке трубопроводных систем. Безусловно, это важный момент, хотя, между прочим, сами нефтяники тоже держат высокие цены на бензин. Я приезжаю на заправку и плачу больше доллара, больше, чем платят автомобилисты в США, где практически нет собственной добычи нефти. Почему на Ближнем Востоке или в Венесуэле, где производится нефть, местные автомобилисты платят копейки, а мы платим не намного дешевле, чем в Европе, где нефть не добывается?
Руки связаны
— В качестве одной из мер по сдерживанию темпов роста цен на металлы называется временное введение экспортных пошлин, как сделали, например, китайские власти, чтобы удовлетворить спрос на металлы, в первую очередь на внутреннем рынке. Судя по всему, сейчас металлургам удалось убедить правительство не вводить пошлины на вывоз черных металлов из страны, но это не значит, что в будущем власти не вернутся к рассмотрению возможности введения протекционистских мер.
— Я уже сказал, что сейчас в России реализуется около 20 инвестпроектов, они все достаточно ресурсоемкие. Если будут введены экспортные пошлины, я уверен, часть инвестпроектов будет приостановлена. Поскольку если страновой рынок открыт, то у производителей есть больше возможностей действовать при изменении конъюнктуры. Если рынок закрывается или ухудшаются условия поставок на внешние рынки, то у проекта снизится доходность, возможно, даже до отрицательных показателей. Потому что в России избыточное производство, мы производим 70 млн тонн и порядка 40 млн тонн потребляем на внутреннем рынке. Если мы еще и введем экспортные пошлины, это ослабит наши конкурентные позиции на международных рынках и приостановит ввод новых проектов на территории России. А цены не снизит — потери на внешних рынках будут переложены на внутренних потребителей.
— Основным способом стабилизации цен на металлопрокат на недавних заседаниях правительства называлась возможность заключения долгосрочных контрактов между металлургами и крупными потребителями их продукции. Такие контракты существуют и сейчас, однако потребители не слишком довольны, что даже в рамках длинных договоренностей поставщики предусматривают регулярную корректировку цен отгружаемого металла в зависимости от изменения рыночной ситуации. Возможно ли фиксировать цены без оговорок?
— Допустим, у меня есть крупный потребитель продукции, например, трубник. Я гружу ему, условно говоря, 200 тыс. тонн в год. Для меня он важный потребитель, я согласовываю с ним длительные контракты, но обязательно должен сделать оговорку на случай изменения ценовой ситуации. Потому что в противном случае
я должен грузить металл, теряя деньги по сравнению с возможной продажей продукции на спотовом рынке. Я должен уйти на спот или продолжать отгрузку по длинному контракту себе в ущерб?
— Надо исполнять контракт, а то в суд подадут.
— Вот именно. Если я знаю, что конъюнктура в ближайшее время сложится для меня благоприятно, зачем мне связывать себе руки долгосрочными контрактами?
— А вдруг цены упадут?
— Это все рассматривается в каждой конкретной ситуации. Нельзя «в целом по больнице» сказать: давайте, если потребитель берет 10 тыс. тонн металла, значит, он крупный и с ним обязательно нужно заключать долгосрочные контракты без коррекции. Но, извините, у нас свободное экономическое пространство, где каждый субъект вправе принимать те или иные решения. Условно говоря, если, выполняя длительный контракт, поставщик металла разорится, кто ему компенсирует потери? Государство? Компании добровольно заключают контракты в соответствии со своими интересами — кто-то долгосрочные, кто-то краткосрочные. Есть, например, программы совершенствования производства металлургической продукции для АвтоВАЗа, эта программа работает уже несколько лет. Потребители и поставщики обсуждают вопросы качества, вводят новые виды продукции. Но это же добровольное сотрудничество, с одной стороны, металлурги хотят быть поставщиками АвтоВАЗа, с другой стороны, АвтоВАЗ хочет потреблять металл более высокого качества.
— Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего изменения конъюнктуры на черные металлы на мировых рынках?
— Уровень цен на стальную продукцию во многом определяется Китаем, который является крупнейшим в мире ее производителем и потребителем. В настоящее время КНР производит около 500 млн тонн стальной продукции из 1,3 млрд тонн общемирового объема производства и потребления. В 2006—2007 годах Китай резко нарастил экспортные поставки — с 20 млн до 70 млн тонн. Под давлением ЕС, США и Японии он ввел экспортную пошлину на стальные полуфабрикаты. Это привело к снижению экспортных поставок (особенно стальной заготовки) на мировые рынки и, соответственно, способствовало дополнительному росту цен. Еще один фактор роста: в Китае реализуется программа модернизации металлургической
промышленности, в результате которой в ближайшие годы планируется вывести с рынка значительные объемы устаревших мощностей. Далее — несколько мощных землетрясений в КНР, которые, по оценкам разных специалистов, привели к тому, что на восстановление инфраструктуры, промышленных и гражданских объектов потребуется до 50 млн тонн стали. То есть у них и так внутренний рынок значительно разогрет, потребление очень высокое. А что произойдет, когда будет выводиться из строя часть сталеплавильных мощностей? Плюс еще проблема с ликвидацией последствий природных катаклизмов, плюс экспортная пошлина в размере 25% от стоимости металла.
В то же время вполне возможно возникновение ситуации, когда Китай из нынешнего нетто-экспортера может превратиться в серьезного импортера металлов. Лет 5—10 назад Китай уже был крупнейшим в мире импортером стальной продукции, это сейчас он превратился в экспортера. От того, как будет дальше развиваться ситуация в Китае, во многом будет зависеть происходящее с металлами на мировых рынках во втором полугодии текущего года и в следующем году.
Также очень важно, как и когда закончится финансовый кризис в мире, как в связи с этим изменится ситуация в мировой экономике, в Европе и США. Сейчас никто не может сказать, будет ли стагнация или начнется рост. Кроме того, мировые цены на нефтяные ресурсы уже приближаются к $150 за баррель сырой нефти. Увеличится ли добыча и поставка на международные рынки нефти? Если будет коррекция до $100 или ниже, безусловно, это будет способствовать серьезному росту других отраслей экономики. Если снижение цен на нефть не произойдет, трудно сказать. Все-таки топливно-энергетические ресурсы — это серьезная составляющая во многих отраслях. На рынок также влияет и состояние в секторе добычи железорудного сырья и коксующихся углей. Как быстро мировые сырьевые мейджоры реализуют свои инвестпроекты, каким будет уровень спроса? В общем, прогноз неопределенный.
Наталья Готова
07.07.2008 Металлурги без работы не останутся
Строительство новых металлургических мощностей и мини-заводов в ближайшие годы резко увеличит потребление металлоконструкций для возведения промышленных зданий и сооружений.
При условии реализации всех инвестиционных проектов по строительству новых металлургических заводов, в результате чего будут введены дополнительные мощности по выплавке стали в объеме 20-25 млн тонн в год, только в черной металлургии потребление строительных металлоконструкций вырастет на 1 млн тонн - без учета инвестиционных проектов в цветной металлургии, машиностроении и других отраслях промышленности.
Такой прогноз озвучил президент РСПМ Александр Романов на заседании Совета Российского союза поставщиков металлопродукции. По его расчетам, на строительство мини-завода с объемом производства в 1 млн тонн требуется свыше 30 тыс. тонн металлоконструкций.
Эти расчеты подтверждаются проектами, находящимися в стадии реализации: так, ОМК ведет строительство на площадке Выксунского металлургического завода толстолистового прокатного стана («Стан-5000») проектной мощностью 1,5 млн тонн проката в год. На площадке предстоит смонтировать 40 тыс. тонн металлоконструкций, говорится в материалах компании.
В России заявлено несколько десятков проектов по вводу новых мощностей, инвестиционные риски которых будут анализироваться в ходе международного конгресса «Модернизация черной металлургии России: реконструкция, ввод новых мощностей, строительство мини-заводов, развитие сервисных металлоцентров» (24–26 сентября 2008 года, Москва). Соответственно, потребность в металлоконструкциях в ближайшие годы будет динамично расти, сообщает «Металлоснабжение и сбыт».
27.06.2008 На годовом конгрессе РСПМ компании-участники объединения представили свои корпоративные средства массовой информации
Принимающая сторона, ростовская компания ЮгМеталлСнаб-Холдинг, так и вовсе приурочила к событию пилотный выпуск корпоративного издания "ЮМС Life". В номере рассказывается о текущей деятельности компании ЮгМеталлСнаб-Холдинг, в том числе интервью с директором ЮМС-Завода, который посетили участники конгресса. Об этом сообщили ИА «INFOLine».
Еще один газетный проект после редизайна, "Новый проект", был презентован воронежской группой Протэк. Серьезные структурные и оформительские изменения претерпело и издание "Наша фирма" Севзапметалла (Санкт-Петербург).
Стимулом развития корпоративной прессы в среде дистрибуторов и поставщиков металлопроката, вне всякого сомнения, выступает традиционный ежегодный конкурс "Лучшее корпоративное СМИ в металлургической отрасли России и стран СНГ". Судя по всему, в номинации "Лучшее издание металлоторговых компаний" в этом году развернется нешуточная борьба, если учитывать также представленные в Ростове-на-Дону издания таких компаний, как ДиПОС, Брок-Инвест-Сервис, БМК и др. Шестой конкурс на лучшее издание, как всегда, пройдет в рамках Международной промышленной выставки "Металл-Экспо" 13 ноября в Крокус Экспо.
26.06.2008 Обработку металла ждет передел
На рынок выходит игрок, претендующий на долю 30%
ЗАО "Комтех Петербург" вложит в строительство в Металлострое производственного комплекса, способного обрабатывать 400 тыс. тонн металлопроката в год, 3,2 млрд рублей. Компания намерена поставлять продукцию местным строителям, а также производителям автокомпонентов и комплектующих бытовой техники, рассчитывая на треть петербургского рынка металлоконструкций. Инвестор уже подал заявку в Смольный о получении статуса стратегического инвестора города.
Реализацией проекта займется ЗАО "ПКФ Санкт-Петербургская металлургическая компания", которой выделено 23 га для проведения изыскательских работ. ЗАО "ПКФ Санкт-Петербургская металлургическая компания" -- дочерняя компания, специально созданная под проект ЗАО "Комтех Петербург" (входит в группу компаний "Комтех"). Как сообщил генеральный директор группы компаний "Комтех" Александр Рубцов, проект предполагает строительство завода металлоконструкций мощностью 50 тыс. тонн в год, трех сервисных центров (по обработке металлопроката для строительной индустрии, машиностроения, производителей компонентов для автомобилестроителей и производителей бытовой техники), а также склада. Всего будет построено около 120 тыс. кв. м. производственных площадей. Суммарный объем производства и обработки металлопроката составит свыше 400 тыс. тонн в год.
Комплекс планируется построить в течение 7 лет -- работы начнутся в III квартале 2008 года. Объем инвестиций в проект составит 3,217 млрд рублей, срок окупаемости -- 5 лет. "Поставщиками сырья будут российские и зарубежные металлургические заводы, -- сообщил управляющий директор ЗАО "ПКФ Санкт-Петербургская металлургическая компания" Юрий Гришин. -- Основные потребители продукции центра -- предприятия машиностроительной (в том числе автомобилестроения) и строительной отрасли". Он уточнил, что первая очередь, которая позволит производить строительный металлопрокат, может быть сдана уже через полтора года, через 7 лет будет создан полный комплекс. По его словам, компания нацелена на создание добавочной стоимости путем первичной обработки проката под заказчика: стоимость тонны полуфабриката на порядок выше стоимости тонны металлопроката.
Похожий проект реализует Магнитогорский металлургический комбинат, владеющий петербургским ЗАО "Интеркос IV", которое сейчас создает металлоцентр и производство штампованных деталей для автомобильных заводов.
Собственный сервисный центр по обработке металла в Санкт-Петербурге имеет также финляндский концерн RUUKKI, в конце 2006 года компания объявила о том, что вложит €20 млн в расширение производства.
ЗАО "ПКФ Санкт-Петербургская металлургическая компания" -- структурное подразделение холдинга "Комтех" -- сетевой компании, работающей на рынке дистрибуции стальной продукции в России. Основные направления деятельности -- розничная и оптовая торговля, производство, сервис. Компания работает с 1992 года и представляет собой сеть, включающую торговые, производственные и сервисные подразделения во многих регионах России, с управляющей компанией в Москве. Доля компании на российском рынке продажи металлопроката -- 8%. Генеральным директором и одним из владельцев компании является Александр Рубцов. EBITDA по всей компании по итогам 2007 года составила $48 млн.
Сейчас в Петербурге компания занимается лишь продажей металлопроката. Крупнейшими клиентами компании являются ЗАО "ЛенСпецСМУ-Реконструкция", ПО ОАО "Баррикада", Подпорожский завод МЖБК, ЗАО "Новатор", ООО "Карст", ЗАО "АЗС Технология", ЗАО "РосСтрой" СК, ЗАО "УНР-47", "ООО Ленмонтаж", ЗАО "Новтрак". По собственным данным компании, сейчас ее доля на рынке продажи металлопроката России -- 7,2%, на рынке Петербурга -- 12%, на рынке металлоконструкций Петербурга, растущем в среднем на 25% в год, -- равна нулю, но, по словам господина Рубцова, спустя полгода после запуска центра она может достигнуть 30%. Основные конкуренты компании на рынке продажи металлопроката в Петербурге -- "Мечел-Сервис", "ТиссенКрупп", "Стил-Трейд", "Инпром", "ДИПОС".
По словам первого заместителя председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Сергея Фивейского, компания претендует на получение статуса стратегического инвестора. "Компания готова приступить к проектированию и строительству, но хочет получить льготы по аренде земли на период проектирования, -- сообщил господин Фивейский. -- Для этого ей необходимо получить статус стратегического инвестора города. Соответствующее решение принимается правительством города, поэтому в ближайшее время компания намерена презентовать свой проект губернатору Петербурга". В комитете по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга сообщили, что на днях ПКФ "Санкт-Петербургская металлургическая компания" подала в комитет документы для проведения экспертизы, определяющей наличия оснований для присвоения проекту статуса стратегического инвестиционного проекта Петербурга.
Руководитель пресс-службы Российского союза поставщиков металлопродукции Дмитрий Ляховский говорит, что "Комтех" -- один из крупнейших металлотрейдеров России, продающий ежегодно более 1 млн тонн металла. "Компания активно уходит в производство. В августе состоится запуск Каширского завода (Подмосковье) по переработке оцинкованной стали мощностью 200 тыс. тонн. Это то, что наиболее востребовано сейчас автопромом и производителями 'белой техники'", -- сообщил господин Ляховский. По его словам, создание локальных центров позволит компании создавать добавочную стоимость продукции и включиться в производственную цепочку потребителей, а диверсификация бизнеса позволит приобрести новых потребителей.
Ирина Бычина
24.06.2008 Ковать поближе к Сочи
Производитель алюминиевых профилей «Аэро-алюминий» и производственно-строительная компания (ПСК) «Эксклюзив строй» создали завод по производству металлоконструкций ООО «Эксклюзив строй», рассказал гендиректор «Аэро-алюминия» Олег Маслов. Производство будет создано на базе предприятия «Аэро-алюминий» в Белой Калитве, доли в компании стороны не называют. Проектная мощность — около 50 000 т в год, сейчас идет поставка немецкого оборудования, инвестиции составят около $5 млн, рассказал гендиректор «Эксклюзив строй» Максим Иноземцев. Первая продукция появится в конце 2008 г., добавил он.
«Эксклюзив строй» участвовал в строительстве нескольких объектов в Москве (торгово-сервисного центра «Мерседес», ледового дворца «Синяя птица», автосалона «Рольф») и в Обнинске (завод электронного оборудования Kraftway). У компании есть завод по производству металлоконструкций мощностью 12 000 т в Подмосковье, но он уже не способен удовлетворять потребности рынка, кроме того, компания планирует выйти на рынок ЮФО и участвовать в строительстве игорных и олимпийских объектов, поясняет Иноземцев. «Создание производства между рынками Москвы и Сочи, плюс на Дону более дешевая рабочая сила, чем в Москве», — говорит Маслов. В области находится один из крупнейших производителей сырья для металлоконструкций — «Тагмет».
По мнению президента Российского союза поставщиков металлопродукции Александра Романова, при благоприятной конъюнктуре можно производить 4000-4500 т в месяц, на которые рассчитывает «Эксклюзив строй». Потребление металлоконструкций увеличивается с ростом строительного рынка, спрос на эту продукцию на рынке России и СНГ полностью не удовлетворяется, отмечает представитель «Инпрома» Сергей Коржов. По данным Ростовстата, в 2007 г. объемы строительства в ЮФО выросли на 25,3% к 2006 г., в России — на 18,2%. При стоимости металла около 35 000 руб. за 1 т продаваться металлоконструкции могут по 80 000 руб. за 1 т, отмечает Коржов. «Инпром» в июне купил 19,9% красносулинского завода металлоконструкций «Стройметкон». Строить завод металлоконструкций мощностью 15 000 т в год в Октябрьском районе области начала в этом году и компания «Евродон». 40% продукции будет использовано для собственных нужд, остальное будет продаваться, рассказал гендиректор компании Вадим Ванеев.
Екатерина Билибина
ООО «Аэро алюминий»
производитель алюминиевого профиля
Мощность – около 3000 т в год.
Выручка в 2006 г. – 231,7 млн руб.
Чистая прибыль – 5,6 млн руб. (СПАРК).
ПСК «ООО «Эксклюзив строй»
производственно-строительная компания
Собственники – граждане России.
Мощности завода в Подмосковье – 12 000 т в год.
Заказчики – объединение «Ингеоком», корпорация «Строймонтаж» (Mirax Group), Strabag AG, «ГРМ-строй», PSP Farman.
Финансовые показатели не раскрываются.
24.06.2008 Детройт-на-Дону
В 2009 году в Азове планируется построить автомобильный завод.
На нем предполагается собирать легковые автомашины индийского или южнокорейского производства. Проектная мощность предприятия составит 100 тысяч машин в год.
О перспективах автоиндустрии рассказал на прошедшем в Ростове-на-Дону конгрессе Российского союза поставщиков металлопродукции начальник управления министерства промышленности Ростовской области Андрей Фролов.
По его словам, автомобилестроительная отрасль, хотя и считается сравнительно новой для Ростовской области, показывает устойчивые темпы роста. На Таганрогском автозаводе в дополнение к легковым авто и мини-грузовикам налажено производство седельных тягачей и автобусов из комплектующих, поступающих из Южной Кореи. В 2010 году на предприятии рассчитывают довести годовой выпуск грузовиков до 27 тысяч. Проектная мощность завода составляет 35 тысяч машин в год.
24.06.2008 В ростовской области прошел 11 ежегодный Конгресс Российского союза поставщиков металлопродукции
В нем приняли участие 110 руководителей 69 компаний – членов РСПМ, а также приглашенные гости и представители СМИ Юга России.
В конференц-зале Отеля Дон-плаза прошло официальное заседание, первая часть которого была посвящена развитию потенциала производства и потребления черных и цветных металлов в Ростовской области и ЮФО, о чем были сделаны интересные презентации начальником управления промышленности Министерства энергетики и промышленности Ростовской области А. Фроловым и представителем Агентства инвестиционного развития Ростовской области Е. Виденской.
Руководители компаний, расположенных в Ростовской области, дополнили картину развития региона: выступили Р.Булько (ЮгМеталСнабХолдинг), Л.Виноградский (Алунекст), И.Коновалов (Инпром), осветив при этом перспективы развития своих компаний.
Затем свои сообщения сделали руководители компаний-члены Совета РСПМ: А. Романов (ИСС "Металлоснабжение и сбыт"), А. Дроздов (ДиПОС), Л. Аветов (Брок Инвест Сервис), Л. Полянский (Протэк), С. Васильев (БМК), В. Латышев (ТиссенКруп Материалс), С. Масленников (Стальинвест), Ю. Пирогов (банк Софрино), А. Штенпресс (Пилот МС), И. Жиганов (Металл-Маркет), М. Пацвальд (Русстил-Трейд), С. Сотонин (УПК), С. Роленков (Ариэль), И. Волох (ИнтерСи). В своих сообщениях руководители компаний осветили развитие различных аспектов металлургии и металлопоставок, дали различные предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности РСПМ, рассказали о развитии бизнеса своих компаний.
В РСПМ приняты две компании – Эталон Сталь и Русский Проект, создан бизнес-клуб "РСПМ-ЮГ". Избран новый состав Cовета Союза и президент, которые соберутся 4 июля на заседание Совета РСПМ, где детально рассмотрят и утвердят план работы и бюджет РСПМ на ближайший год. После деловой части все участники и гости конгресса провели прекрасный вечер в одном из ресторанных комплексов на берегу Дона, где отметили успехи коллег и несколько часов пообщались в неформальной обстановке.
20 июня все участники конгресса в соответствии со своими профессиональными интересами совершили ознакомительные поездки в Таганрог (Тагмет), Шахты (РЭМЗ, ЮМС-завод) и Белую Калитву (Алунекст). Уникальная возможность непосредственного посещения предприятий и получение интересующей информации – дополнительный стимул для совершенствования сотрудничества компаний.
23.06.2008 На Дону к 2012 году будут производить 5 млн тонн металла
Участники годового конгресса Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) обсудили в Ростове-на-Дону перспективы развития существующих и создания новых металлургических предприятий в Южном Федеральном округе, сообщает портал «Металлоснабжение и сбыт».
Как рассказал начальник управления промышленности министерства энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области Андрей Фролов, на «Тагмете» производится масштабное техническое перевооружение. В соответствии с программой стратегического развития на период 2007-2010 годов, будет осуществлено строительство дуговой сталеплавильной печи, реконструкция трубопрокатного цеха с установкой непрерывного трубопрокатного стана, организовано производств арматуры.
В 2007-2010 годах «Стакс» в составе промышленной группы МАИР проведет поэтапную реконструкцию основного производства, которая включает: модернизацию общезаводского технологического и энергетического хозяйства, установку сортопрокатного стана мощностью 500-600 тыс. т проката в год, строительство электросталеплавильного цеха мощностью 1 млн т стали в год. Общий объем инвестиций составит около 2 млрд руб. Планируется, что к концу 2010 года производственная мощность завода составит 2 млн т жидкой стали в год.
Лидер цветной металлургии области – «Алкоа Металлург Рус» — также планирует увеличить объемы производства алюминиевого проката, кованых дисков и изделий для авиации, отметил Фролов.
«С учетом ввода РЭМЗа и планов группы «Эстар» по строительству Южно-Русского металлургического завода (в общей сложности – до 2 млн т металлопродукции), новых мощностей Сулинского металлургического завода «Стакс» (это еще 2 млн т) и новых мощностей «Тагмета» в 1 млн т, к 2011-2012 годам в Ростовской области будет производиться свыше 5 млн т металлопродукции в год», — резюмировал один из участников конгресса и задал госчиновнику вопрос: «Не будет ли такой объем производства избыточен для экологии курортного региона?» Отвечая на этот вопрос, Фролов заметил, что с учетом нового оборудования и тщательных экспертиз, новые мощности не создадут дополнительной экологической нагрузки на регион.
19.06.2008 В 2008 году объем инвестиций в экономику Ростовской области достигнет $8 млрд
В 2008 году объем инвестиций в экономику Ростовской области достигнет $8 млрд. Об этом заявила представитель Агентства инвестиционного развития Ростовской области Елизавета Введенская на открывшемся сегодня в Ростове-на-Дону годовом конгрессе Российского союза поставщиков металлопродукции.
Значительная часть этих средств направляется на развитие промышленности. В Ростовской области создано 5 промзон (Новоалексеевская, Азовская, Южнобатайская, Красносулинская и Октябрьская). Благодаря активной инвестиционной политике областной администрации в регион приходят производители мирового масштаба. Так, в области построен крупнейший в Восточной Европе завод Кока-кола. Также строится завод по производству алюминиевых банок для напитков. Возводится цементный завод крупной французской компании Лакарш. Инвестиции в проект составят $2,5 млрд. Кроме того, крупными областными проектами являются создание игорной зоны Азов-сити, реконструкция набережной в Азове, создание мини-городов спутников Ростова и др.
19.06.2008 Рынок металлопродукции на Юге России будет расти быстрыми темпами
Ежегодный конгресс Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) открывается в четверг, 19 июня, в Ростове-на-Дону. Его участники, в частности, обсудят перспективы развития промышленности и стройиндустрии в Южном федеральном округе и Ростовской области.
Накануне открытия конгресса корреспондент информационного сайта «Вести-Северный Кавказ» встретился с главой РСПМ Александром Романовым.
Корреспондент: Александр Геннадьевич, с какой целью был создан Российский союз поставщиков металлопродукции?
А. Романов: Главная цель создания нашего Союза может быть и не оригинальна, но то, что весьма актуальна, не вызывает никакого сомнения. Это содействие развитию участников Союза, повышению их профессионализма и устойчивости на рынках металлов.
В частности, мы представляем и защищаем интересы членов Союза внутри страны и за рубежом, координируем их деятельность и помогаем в решении спорных вопросов.
Наша организация уделяет большое внимание повышению профессионального уровня членов Союза. С этой целью ежегодно проводится большое количество встреч, консультаций и конференций с участием отечественных и зарубежных производителей металлопродукции.
Кроме того, одна из основных наших задач - это защита внутреннего рынка от недобросовестных действий его участников и конкуренции извне, обеспечение обмена информацией о недобросовестных участниках рынка.
Корр: По каким критериям вы осуществляете прием новых членов Союза?
А.Р.: Вы, наверное, знаете, что в преступных организациях существует такой порядок: вход легкий, выход – тяжелый. У нас же наоборот: вход тяжелый, выход из организации легкий.
Главные условия вступления в наш Союз: прежде всего организация должна работать не менее двух лет на рынке черных и цветных металлов, как в сфере производства, переработки, так и в сфере дистрибьюции металлов.
В случае возникновения желания вступить в Союз предусмотрен определенный кандидатский срок. За это время необходимо получить как минимум две рекомендации от действующих членов Союза. Затем на одном из открытых мероприятий с участием большого количества членов Союза рассматривается заявка о вступлении.
Если до момента рассмотрения заявки от одного из участников Союза поступила какая-то негативная информация о кандидате, то организация просто не приглашается на рассмотрение заявки. Таким способом, в какой-то мере, мы стараемся фильтровать участников рынка с точки зрения их надежности и перспективности.
Корр.: А насколько цивилизован в нашей стране рынок металлопродукции?
А.Р.: Этот рынок наиболее цивилизованный из всех товарных рынков России. С чем это связано. Прежде всего, с тем, что к началу 90-х годов, когда развалился Советский Союз, у нас была достаточно мощная металлургическая промышленность, которая обеспечивала практически все потребности по всем видам металлопродукции.
Металлургия тогда являлась основной отраслью, которая определяла развитие страны в целом. И когда наши предприятия стали фактически самостоятельными, когда развалилась система управления, внутренний рынок упал, они тут же вышли на внешние рынки. И сразу же освоили правила международной торговли как стальной продукцией, так и цветным металлом.
Потом это трансформировалось и на внутренний рынок и вообще на всю систему организации сбытовой работы.
Высокий уровень развития рынка металлопродукции в России также связан с тем, что существует достаточно большое количество видов металлопродукции, которые применяются конечными потребителями, - это десятки тысяч видов со специфическими размерами и свойствами.
И чтобы работать с таким количеством материалов, знать области их технического применения, нужны инженерные знания. И тут принцип «пришел – купил подешевле – продал подороже» не срабатывает. Помимо специфических инженерных знаний, требуются знания по переработке этой продукции, ее хранению, условиям транспортировки и т.д.
Корр.: Какова роль Союза на российском рынке металлопродукции?
А.Р.: Роль нашего Союза, по сути, элементарна. Никаких групповых сговоров. Прежде всего это формирование и выполнение программы, направленной на то, чтобы показать участникам рынка перспективы их развития: как и что развивается за рубежом, какие сервисные услуги, какие виды металлообработки, как организован там этот бизнес, чтобы все это применять у нас быстрее и трансформировать под современные виды управления, организации производства, складирования, доставки металлопродукции.
И второй момент: постоянное налаживание и поддержание контактов с основными российскими металлопроизводителями. Меняются условия поставки, модернизируются производства, вводятся новые агрегаты, начинают выпускаться новые виды продукции.
И для того чтобы быть успешным на рынке, надо знать, что происходит на каждом конкретном предприятии, куда оно двигается, кто занимается организацией на нем той части бизнеса, которая непосредственно касается участников этого вида бизнеса.
Поэтому ежегодно мы проводим большие бизнес-конференции на предприятиях Магнитогорска, Челябинска, Липецка и на других крупных предприятиях черной и цветной металлургии.
Корр.: Деятельность вашего Союза для каких предприятий наиболее привлекательна – мелких, средних, крупных?
А.Р.: Трудно сказать. У нас представлены все предприятия. Все зависит прежде всего от инициативности руководителей компаний. Мы стараемся включать в программу и осуществлять именно то, что интересно большинству.
Корр.: То есть Союз выполняет определенную просветительскую функцию, доводя до своих членов необходимую в их профессиональной деятельности информацию?
А.Р.: Да, конечно. Например, 20 мая мы собирали в Липецке человек сто. Программа наша заключалась в том, чтобы участники Союза обратили внимание на то, что рядом с Липецком, с Новолипецким металлургическим комбинатом открыта особая экономическая зона промышленно-производственного типа.
И мы составили программу так, чтобы познакомить участников семинара со всеми участками производства листового проката на Новолипецком металлургическом комбинате, планами его развития и, соответственно, производственной зоной, с теми возможностями, которые предоставляет эта особая экономическая зона для организации бизнеса, связанного с использованием расположенного рядом крупнейшего металлургического комбината.
Мы также пригласили заинтересованные организации в Елабугу, где создана особая экономическая зона производственного типа «Алабуга».
Корр.: Давайте перейдем к Югу России. Почему для проведения очередного конгресса Союза был выбран Ростов-на-Дону?
А.Р.: На Юге России мы проводили конференции в Ростове-на-Дону, Таганроге, Кавминводах, Пятигорске, Лермонтове, Новороссийске, Геленджике.
А в этом году проводим годовой конгресс, который у нас проходит ежегодно в июне. Мы в июне 1997 года учредили наш Союз. Годовые собрания мы проводим по всей стране, не только в Москве или в Питере. В Самаре проводили, в Екатеринбурге, в Нижнем Новгороде, в Казани и еще ряде городов.
Корр.: Выбор Ростова-на-Дону как-то связан с событиями, которые произошли за последний год, в том числе и с выбором Сочи столицей Олимпиады-2014, и с принятием Программы развития Юга России?
А.Р.: Конечно, связан. Сейчас 2008 год, Олимпиада не за горами, и именно в это время будут осуществлены основные инвестиционные проекты на Юге России. Это и дорожное строительство, и обновление, и создание новой инфраструктуры, и строительство жилья и промышленных центров, торгово-развлекательных комплексов.
Достаточно большая линейка. Это не только Сочи, это и весь Краснодарский край, и Ростовская область, и Ставропольский край, и другие близлежащие регионы. И уже сейчас многие наши компании достаточно активно встраиваются в эту работу.
Порядка 20 компаний, организованных в Южном федеральном округе, входят в наш Союз или представлены филиалами – это общероссийские сетевые компании.
За последние два года членами нашего Союза открыто в ЮФО более 10 представительств. Это либо сервисный металлоцентр, где осуществляется переработка и изготовление полуфабрикатов, либо металлосклады для организации комплексных поставок как на строительные и промышленные объекты, так и в частный сектор.
Корр.: Новые участники хотят вступать в ваш Союз?
А.Р.: Конечно. И будут продолжать. Мало того, не будем забывать о том, что в ЮФО строится и будет построен ряд новых металлургических комплексов. В следующем году будет запущен сортовой стан на Ростовском электрометаллургическом заводе в Шахтах.
Я думаю, что в следующем году что-то сделают и в Красном Сулине, на Сулинском металлургическом заводе.
На Таганрогском металлургическом заводе вводятся новые агрегаты для производства новых видов труб. И не только труб для нефтегазового комплекса, но и труб общепромышленного назначения и для строительства.
В Шахтах компания «Стар» планирует запустить к 2011 году еще один завод по производству строительной балки и фасонного профиля. Но это не под Олимпиаду, а под обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры объектов ЮФО.
Корр.: С какими препятствиями там приходится сталкиваться?
А.Р.: Прежде всего, отсутствуют подходящие для размещения производственных мощностей земельные участки. То есть нужно, чтобы рядом была железнодорожная ветка, чтобы участок был обеспечен электроэнергией, газом в соответствии с теми мощностями, которые компания планирует туда завозить.
И это проблема не только ЮФО - все регионы России этим страдают. У нас нет регионов, где бы не было проблем с подключением электроэнергии, газа и т.д. Плюс у нас жуткое взяточничество в госаппарате, и за подписи многие чиновники устанавливают таксы, что тоже не секрет.
Корр.: Александр Геннадьевич, а Вы можете назвать регионы, которые более и менее коррумпированы?
А.Р.: Сложно сказать, но ЮФО никогда не был менее коррумпирован относительно других регионов. К сожалению, коррупция осложняет ведение дел именно для малого и среднего бизнеса. Может, где-то в торговле ларек под чьим-то брендом можно открыть, а малый или средний бизнес налаживать очень сложно.
Те же самые энергетики, тот же «Газпром» выставляют такие условия, что инвестиционный проект утяжеляется очень существенно. При этом часто требуется привлечение заемных средств, и надо отдавать проценты… Поэтому у нас в этом отношении стопор очень серьезный. А талантливого народу полно.
Корр.: То есть Юг России несмотря на все минусы остается привлекательным для бизнеса?
А.Р.: Ну конечно. Даже с точки зрения природных ресурсов и с точки зрения благоприятного для проживания климата. Соответственно, численность населения будет расти, и будет облагораживаться регион. Я так думаю, что к 2020 году Южный федеральный округ должен стать «как конфетка».
Корр.: Сейчас конкуренция жесткая?
А.Р.: Естественно. Участников рынка очень много. Поэтому выживают те компании, которые могут предложить лучший сервис, лучшую организацию как производства, так и поставки комплектации. Но жесткая конкуренция стимулирует.
Корр. Федеральные и местные власти помогают развитию бизнеса?
А.Р.: Есть положительные моменты. Практически на все мероприятия мы приглашаем региональные власти. Например, в конференции в Екатеринбурге участвовал председатель правительства Свердловской области. В Южно-Сахалинске был начальник департамента стройиндустрии области.
Они рассказывают членам нашего Союза о планах, представляют программы работы. В результате предприниматели лучше понимают, как заходить в тот или иной регион, как выстраивать свое дальнейшее развитие исходя из планов развития региона в целом.
У некоторых областей, с точки зрения привлечения внешних инвестиций, существуют очень интересные программы. Например, Калужская и Липецкая области – там проделана колоссальная работа.
Тот же Краснодарский край развивается очень динамично, Ставропольский край. В Кавминводах чувствуется модернизация этого района, туда начинают приходить инвестиции. Все 90-е годы работа осуществлялась на советском капитале.
В Ростове-на-Дону тоже очень многое меняется. Таганрог тот же самый взять. Серьезные программы присутствуют во многих регионах. Интересы разные – и внутрирегиональные, и федеральные. В целом движение позитивное, несмотря на те проблемы, которые существуют.
Корр.: Иностранцы на Юге России составляют конкуренцию отечественному бизнесу?
А.Р.: В прошлом году в Южный федеральный округ было ввезено большое количество металлопродукции из Турции, Египта, Украины, Молдавии. На Юге России не только перевалка в центральные регионы страны, например, через порты Черноморско-Азовского бассейна. И арматура, и оцинковка, и другие виды импортной металлопродукции использовались в регионе, в частности, в строительном производстве.
Корр.: Иностранцы мешают нашим бизнесменам развиваться?
А.Р.: Конкуренция, которая существует, я считаю, не мешает никогда. Она, наоборот, стимулирует людей шевелиться. Все стремятся быть монополистами.
Но у Краснодара, например, где насчитывается более 50 поставщиков металлопродукции, которые предлагают свои услуги строителям, промышленным предприятиям, частному сектору, есть возможность выбирать. Это же неплохо.
В Краснодаре также появилось несколько производителей профнастила и металлочерепицы. И слава богу, что их там несколько, а не один. Понятно, было бы легче одному инвестиции отбивать. Но для производителей этой продукции есть стимул, чтобы шевелиться.
Корр.: Какая тема будет главной на открывающемся в Ростове-на-Дону конгрессе Российского союза поставщиков металлопродукции?
А.Р.: Главная тема - это инвестиционный потенциал Ростовской области и ЮФО, а также что происходило на рынке металлов в последний период времени и прогнозы на перспективу, обмен мнениями участников рынка.
Корр.: Ваш прогноз по рынку металлопродукции Юга России.
А.Р.: Рынок металлопотребления на Юге России будет расти минимум на 10 процентов, максимум на 20 процентов в год. Это объективно, потому что те инвестиционные планы, которые намечены под сочинскую Олимпиаду, потребуют роста на протяжении ближайших 10 лет.
Реально, чтобы превратить Черноморское побережье Кавказа и Кавминводы в настоящие здравницы современного уровня, нужно еще работать и работать. Там необходимо развивать производство строительных промышленных материалов и машиностроение, и сельхозмашиностроение, и порты надо строить - Ростовский универсальный порт, порты Черноморского побережья. Железную дорогу надо убирать с Черноморского побережья Кавказа, и только один этот проект потянет за собой столько металла…
Корр.: То есть работы хватит и отечественному производителю, и иностранному?
А.Р.: Иностранным меньше хватит, чем отечественным, вне всякого сомнения. Потому что отечественные производители черных и цветных металлов должны обеспечить страну, а то, что лишнее, отправлять на экспорт.
Но в то же время, чтобы поддерживать уровень качества, обязательно должно быть присутствие иностранных поставщиков качественной металлопродукции, чтобы стимулировать наших производителей поддерживать и постоянно улучшать качество.
Корр.: Какие у Вас есть пожелания федеральным и региональным властям? Что они должны сделать для того, чтобы в стране более активно развивался рынок металлопродукции?
А.Р.: Как я уже говорил, это, конечно же, более бескомпромиссная борьба с коррупцией и обеспечение инфраструктурой участков, необходимых для создания и развития новых производств.
Ведь создав производство, инвестор не уйдет завтра отсюда: производство не снимешь и не перевезешь с собой. Созданы рабочие места, соответственно, пополняется бюджет региона и улучшается жизнь населения. Потому что тот же самый инвестор, который сейчас приходит, он обязательно начинает участвовать в социальных программах, строительстве нового жилья.
К сожалению, у нас, по моим ощущениям, чиновники через свои родственные или еще какие-нибудь коррумпированные структуры скупают земли или препятствуют доступу к земле и инфраструктурным объектам. И если б не было этого стопора, мы бы более быстрыми темпами улучшали нашу жизнь и только радовались, что живем в России.
СПРАВКА
Некоммерческая организация «Российский союз поставщиков металлопродукции» объединяет более 120 компаний, доля поставок металлопродукции которых на российский рынок превышает 50 процентов.
Участники Союза поставляют на внутренний рынок свыше 12 миллионов тонн черных металлов и 150 тысяч тонн проката цветных металлов. В Союз входят производственные, перерабатывающие и металлоторговые компании – сетевые и региональные.
В общем количестве членов РСПМ доля трейдеров превышает 75 процентов, доля производителей, включая компании, занимающиеся реализацией и переработкой металлопроката, превышает 20 процентов, поставщиков оборудования – около трех процентов.
19.06.2008 В ЮФО будет создан бизнес-клуб «РСПМ-Юг»
В Южном федеральном округе планируется создать бизнес-клуб «РСПМ-Юг». Об этом на проходящем в Ростове конгрессе Российского союза поставщиков металлопродукции сообщил президент РСПМ Александр Романов.
По словам присутствовавшего на конгрессе корреспондента агентства, руководителем бизнес-клуба избран инициатор его создания - генеральный директор «ЮгМеталлСнаб-Холдинга» Руслан Булько.
Как заявил Булько, клуб необходим для осуществления взаимосвязи с общественными структурами и органами власти, а также для решения вопросов обеспечения жителей ЮФО доступным жильем и обмена информацией о строительном рынке ЮФО.
«Мы хотим, чтобы наши инвестиции развивали наш регион. И бизнес-клуб помог бы разным компаниям собираться на одной площадке с нашими разработками и предлагать потребителям оптимальные решения»,- пояснил Булько.
Он добавил, что первый съезд членов бизнес-клуба намечен на 1 сентября 2008 г.
19.06.2008 "Новое содружество" может организовать на Ростсельмаше сборку тракторов Buhler
Промышленный союз "Новое содружество" может организовать сборочное производство тракторов канадской компании Buhler Industries на ОАО "Ростсельмаш", сообщил начальник управления промышленности министерства энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области Андрей Фролов.
"Учитывая приобретение в 2007 году промышленным союзом "Новое содружество" контрольного пакета акций канадской компании Buhler Industries, занимающейся производством тракторов, рассматривается возможность размещения сборочного производства данной техники на заводе "Ростсельмаш" с изготовлением на предприятии отдельных комплектующих", - сказал А.Фролов, выступая на заседании ежегодного конгресса Российского союза поставщиков металлопродукции в Ростове-на-Дону в четверг.
Как сообщалось ранее, "Ростсельмаш" в октябре 2007 года завершил покупку 80% акций Buhler Industries. Общая сумма сделки составила $140 млн. Buhler Industries Inc разрабатывает, производит и продает сельскохозяйственные машины под брэндом Buhler. Компания располагает 10 производственными площадками и 8 дистрибьюторскими центрами в США и Канаде.
19.06.2008 В ряды РСПМ вступили компании "Русский проект" и "Эталон Сталь"
На проходящем в Ростове-на-Дону годовом конгрессе РСПМ в состав Союза приняты 2 новые компании. Одна из них, "Эталон Сталь" (Москва), специализируется на комплексных поставках строительного металлопроката. Объем ежемесячных отгрузок "Эталон Сталь" превышает 5 тыс. т. До конца 2009 г. компания планирует увеличить объем продаж на 30% до 6,5 тыс. т в месяц.
"Русский проект" (Москва) специализируется на поставках трубно продукции. По словам гендиректора Дмитрия Медведкова, в ближайшие 3 года компания планирует расширить свою филиальную сеть до 10 представительств (сейчас работают 6 филиалов), довести объем реализации до 15 тыс. т в месяц и создать собственное производство трубных заготовок для машиностроительных предприятий. Компания имеет сбалансированный пул поставщиков, уверенно чувствует себя в сегменте поставок холоднодеформированных машиностроительных труб – 1,5 тыс. т в месяц. Об этом сообщили ИА «INFOLine» (www.ADVIS.ru).
Напомним, что в состав Российского союза поставщиков металлопродукции входят свыше 120 участников рынка металлов, в прошлом году в Союз были приняты 16 компаний.