Авторитетное мнение

На сайте РСПМ начал работу новый аналитический раздел «Авторитетное мнение», где ведущими аналитиками металлургии, представителями топ- менеджмента в области металлоторговли, а также смежных отраслей будут рассмотрены наиболее актуальные аспекты развития ситуации на металлургическом рынке. В рамках работы данного раздела Вам также предоставляется возможность задать интересующие вопросы и получить ответ.
Подготовить следующий обзор
Архив мнений
Масленников Сергей Германович
Генеральный директор ЗАО «Стальинвест»
Кандидат экономических наук.
Образование: Московский институт стали и сплавов. По окончании института работал в ЦНИИЧермет им. Бардина, на ответственных должностях в...
Читать биографию полностью 

О компании

ЗАО «Стальинвест» – крупнейшая российская компания в области переработки металлопроката с покрытиями. Предприятие занимает лидирующие позиции на рынке стройиндустрии, предоставляя своим клиентам комплекс услуг по качественному и своевременному производству кровельно-фасадных материалов из оцинкованной стали и сталей с полимерным покрытием. По итогам работы за 2004 - 2006 гг. «Стальинвест» трижды был удостоен почетного звания «Лучший сервисный металлоцентр России». Кроме того, дважды компания награждалась серебряными медалями, а в 2006 г. золотой медалью международной выставки «МЕТАЛЛ-ЭКСПО». В 2005г. компания «Стальинвест» прошла сертификационный аудит в фирме TUV SERT и получила свидетельство о соответствии системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Это соответствие было подтверждено в ходе аудита, проведенного TUV SERT в 2006 г.
Скрыть 

Вопросы развития рынка оцинкованной стали и стали с покрытием: выводы, факты, комментарии.

Очевидно, что давать объективную оценку состоянию рынка оцинкованной стали и стали с покрытием возможно лишь в контексте развития двух взаимосвязанных сторон: производителей данного вида продукции (80% рынка) и поставщиков материалов для обеспечения их нормальной производственной деятельности (20% рынка).
Рассматривая в целом тему развития этого рынка, положительную тенденцию следует отметить существенный рост уровня квалификации менеджмента дирекций по сбыту на отечественных металлургических комбинатах. Это, безусловно, будет способствовать выстраиванию более гибкой и грамотной сбытовой политики в отношении переработчиков металла.
Второй серьезной тенденцией для наших меткомбинатов является практическое отсутствие ввода в действие новых мощностей, по производству стали оцинкованной и стали с покрытием, тогда как потребление данной продукции на рынке растет день ото дня. Среди крупных комбинатов только ММК анонсировал в 2008 году запуск линии оцинкования. И в ноябре 2007 г. Комтех введет в эксплуатацию агрегат непрерывного горячего цинкования мощностью 200 тыс.т в Кашире. Но, как известно, процесс выхода на проектную мощность бывает достаточно длительным, поэтому можно констатировать тот факт, что в 2007- 2008 гг. полноценного ввода в действие новых линий не произойдет.

Рынок оцинкованной стали. Очевидно, что оцинкованная сталь все больше находит применение в строительстве, которое активно развивается не только в Московском регионе, а идет по всей России. В частности, во всех областных центрах ведется большое строительство крупных торговых и административных зданий, которое потребляет колоссальное количество оцинкованной стали для возведения стеновых перегородок, прочих конструкций. Существенная доля потребления приходится на малоэтажное строительство.
Очевидно, что в данном большом сегменте рынка превалирующую роль будет играть оцинкованная сталь не из стран СНГ. Встает вопрос, почему?
Основное объяснение- это низкая цена импортной продукции при достаточно высоком качестве. Все металлопереработчики имеют опыт работы с импортным материалом. В частности, по опыту нашей компании могу сказать, что в 2006г. компания Стальинвест приобретала оцинкованную сталь китайского и турецкого производства, а также сталь с лакокрасочным покрытием, производства Тайвань.
Китайский материал оказался достойного качества и не имеет отходов: начало и конец рулона используется полностью, в отличие от продукции отечественных металлургических комбинатов.
Особо надо отметить качество упаковки импортных производителей. При внешней примитивности и легкости, она сохранят целостность после длительной транспортировки и, соответственно, сама продукция не имеет никаких механических повреждений.
На это следует обращать отдельное внимание нашим металлургическим комбинатам. К сожалению, производственные линии, существующие на сегодняшний день, вызывают негатив, за исключением двух - трех линий, которые способны обеспечить качество, близкое к зарубежным аналогам. Это связано с повышением реальной себестоимости готовой продукции за счет большого процента отходов.
Принимая во внимание все изложенные факты, можно сделать вывод, что даже при равенстве цены предпочтение будет отдано импортному сырью, и меткомбинаты должны вносить коррективы в работу своих технических дирекций, хотя, безусловно, это относится не ко всем.

Рынок стали с полимерным покрытием. На наш взгляд, оценка, которая дается рынку стали с покрытиями представителями меткомбинатов, несколько занижена. Этот рынок шагает семимильными шагами. Конечно, наиболее он нагляден через срез нового строительства, но не стоит забывать о существовании большого пласта реконструкции.
Например, отопление производственных помещений занимает все больший вес в расходах каждой компании, так как дорожает газ, а старые бетонные стены цехов плохо сохраняют тепло. Таким образом, например, в нашей компании мы планируем заменить опрессовку зданий на сэндвич панели, которые делаются из стали оцинкованной с полимерным покрытием.
На мой взгляд, этот пласт спроса не учтен в расчетах отечественных металлургов, а это приведет к тому, что не будут сделаны достаточные вложения в развитие производств комбинатов. То есть, не будут построены новые линии по производству проката с полимерными покрытиями. Это, в свою очередь, приведет к тому, что на наш рынок все больше будут приходить иностранные производители.
Те, кто был в Китае, могли видеть, какие современнейшие линии стоят на китайских производствах. В качестве примера могу привести линию коксовых батарей на заводе Baosteel в г. Шанхай, которые прекрасно работают, обеспечивают коксом доменный цех, c выходом порядка 16 млн. т годного проката. То есть кокс дополнительно не ввозится. При этом в цехе идеальная чистота. Такого же уровня и прокатные производства, в частности, цех оцинкования и полимерных покрытий.
Безусловно, высокая культура производства и технологическая оснащенность не позволит китайскому производителю сделать некачественный материал. Учитывая отсутствие дополнительных поставок со стороны отечественных металлургов, переработчики, привыкнув к высокому качеству импортного материала, будут требовать соответствующего уровня от наших металлургических комбинатов.
Это серьезный повод для металлургов задуматься об ускорении ввода в действие новых мощностей, во - первых, по оцинкованию, а во - вторых, по линиям для нанесения полимерных покрытий.

К вопросу ценообразования. К сожалению, на сегодня в нашей стране ситуация такая, что про ценообразование говорить невозможно. Потому, что когда звучит слово дефицит, то понятие ценообразования выпадает, как экономическая категория.
Несмотря на ситуацию, на наши меткомбинаты, как я говорил раньше, все же приходит грамотная сбытовая политика и они становятся более гибкими в отношении клиентов.
В качестве иллюстрации необходимости работы над ценовой политикой приведу пример. В настоящее время активно продвигается национальный проект «Доступное жилье». Мы – переработчики металлопроката очень в этом проекте заинтересованы. Но если более пристально на него взглянуть, то мы увидим, что цена на исходные материалы, а в частности, на сталь с полимерным покрытием, для переработчиков устойчиво растет, а понятие «доступное» подразумевает качественные материалы, но по разумной цене.
В частности, в данном проекте в той или иной мере, принимают участие практически все металлоперерабатывающие компании. Но ценовая политика металлургических комбинатов не позволяет им занимать здесь ведущие позиции.
Например, наша компания «Стальинвест», наряду с другими переработчиками, производит металлочерепицу – востребованный для строительства материал, цена на который имеет стабильный рост.
Если взять динамику роста цен за последние 3-4 года, мы увидим устойчивую тенденцию роста. Когда национальный проект «Доступное жилье» будет реализовываться в регионах, перед администрацией встанет вопрос какой кровлей накрыть эти здания при условии, что высококачественный материал для данного проекта подразумевает доступную цену.
В это время компания Технониколь в начале 2006 года вводит в Рязани производство битумной черепицы под названием «Шинглз». Как востребованный продукт, битумная черепица также имеет тенденцию к повышению цены, но темп повышения цены этого материала несколько другой, чем у цен на сталь оцинкованную с полимерным покрытием. Такая ситуация может обернуться сужением рынка металлочерепицы. Таким образом, при сохранении имеющихся темпов роста, участие компаний - изготовителей металлочерепицы в данном проекте будет все меньшим.
Из этого следует, что возможности металлургических комбинатов по поставкам на внутренний рынок не будут увеличиваться и линии по производству оцинкованного металлопроката также не будут нужны. Таким образом, учитывая использование заменителей и приход китайского оцинкованного проката, отечественные металлурги не спешат осуществлять ввод новых мощностей, что в принципе неправильно. Потому что, как показывает опыт, в странах с аналогичным России климатом, при обустройстве кровли как жилых, так и производственных зданий, используется как керамическая, так и металочерепица.
Это серьезный повод для металлургических комбинатов обратить внимание на вопрос ценовой политики. В наших общих интересах не допустить, чтобы импортный материал при более высоком качестве, был на 5-10% дешевле. Поэтому, для участия в данном проекте необходима совместная работа над ценовой политикой комбинатов. Потрясения на рынке никому не нужны. И когда комбинаты стараются проводить на рынке политику сдерживания, избегая скачков, - это благо для переработчиков металла. Повышение цены на 1-2 %, вполне нормальное явление. Когда скачкообразно цены растут, а затем падают - это плохо.

К вопросам нормативной базы и идентификации производителя.
Основная проблема в том, что качество проектирования в нашей стране выходит на новый уровень. С приходом глобализации, в России начали работать подрядные организации иностранных фирм и в виде проектантов - организации иностранных проектных компаний, которые привыкли к своим стандартам: своим маркам стали и НТД.
В настоящее время стоит проблема морального и физического устаревания наших ГОСТов, при росте возможностей металлургов делать качественный материал. Сегодня у отечественных металлургов есть возможность производства качественной продукции и предоставления ее переработчикам. Но продукция такого класса не заказывается, поскольку ГОСТы отстают, а иностранные подрядчики смотрят именно в ГОСТы. И мы снова возвращаемся к вопросу активного проникновения на рынок импортной продукции: профнастила из Финляндии, Швеции, Германии, Польши и т.д. К сожалению, наши ГОСТы не дают возможности поставить на строящиеся в России объекты материал, соответствующий требованиям иностранных заказчиков.

Еще одна проблема - идентификация оцинкованной стали с полимерным покрытием в зависимости от производителя. Безусловно, в каждой стране они есть как хорошие, так и плохие. Производитель, который дорожит репутацией, маркирует свою продукцию, с тем, чтобы клиент мог идентифицировать производителя. Это необходимо не только для конечного потребителя, но и для переработчиков металла, о чем неоднократно, в адрес металлургов, звучали заявления.
Эта проблема все более актуальна с появлением в России и других странах небольших линий, которые условно производят качественный материал, но у них есть отсортировка, которую они продают дешевле. Часто недобросовестные производители металлочерепицы могут на хорошем оборудовании делать из него качественный материал.

Вопросы.

Каким вы видите соотношение импортного и российского металла в своей компании на 2007г.?

Стальинвест ориентирован на два комбината, ЧМК и НЛМК. При необходимости, третьим комбинатом выступает ММК. В прошлом году мы попробовали работать на импортном материале, и планируем такую практику продолжать в соотношении, примерно 99% и 1%

Ваш прогноз по ценам на 2007 год, как одного из ключевых потребителей?

По поводу цен: на мой взгляд, на оцинкованный прокат цены стабилизировались и могут даже совсем немного снизиться. Существующие мощности металлургов по- прежнему не будут загружены, и все будет идти на внутренний рынок.
По стали с полимерным покрытием сложно сказать, но, по мнению западных переработчиков, много на рынке появилось качественного китайского проката и он очень популярен в Европе. То есть, если китайское правительство не введет ограничение на возврат НДС, то цены, скорее всего, сохранятся на том же уровне.

Мы знаем, что лом подорожал на 15- 20%, соответственно подорожала заготовка. Горячекатаный прокат тоже поднимается в цене. Как Вы думаете, не отразится ли это на цене оцинкованной стали? И Арселор объявил о подорожании стали европейских производителей на 5% по разным позициям.

Ведущие металлургические комбинаты НЛМК, ЧМК и ММК являются публичными компаниями и публикуют свою отчетность, где можно получить информацию об их рентабельности. Всем известно, что это высокорентабельный и прибыльный бизнес. На мой взгляд, повышение цен в Европе не сильно повлияет на рынок. Реально предложение импорта из Азии не уменьшилось, осталось примерно на том же уровне. И разница в цене между нашей и европейской продукцией также сохранилась. 5% это не революционно. На мой взгляд, до июня, цена будет стоять. Где- то с июля она может пойти вверх, но примерно на 1-2%.

Известно, что южно- азиатские производители оцинкованного и полимерного проката начинают брендировать свою продукцию. На Дальний восток России уже поступает оцинковка китайского производства под определенным брендом. Как вы рассматриваете эту практику и в связи с этим конкурентные преимущества или наоборот проигрыши российских металлургов, которые зачастую не ставят маркировки на свою продукцию.

Это, как я уже говорил, актуально и хорошо, когда производитель обозначает себя. Для наших металлургов и производителей оцинкованных сталей и сталей с покрытиями регион Дальнего Востока может быть потерян на следующий год. То, что китайские производители активно пропагандируют название фирмы- изготовителя – это правильно и вполне логично.
Отечественные металлургические бренды, на самом деле, тоже пропагандируются, но, в большей степени, на рекламных щитах.


Сегодня: 28 ноября 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?