Новости РСПМ и компаний

16.07.2024 Рынок металлопродукции: взгляд маркетолога (обзор по круглому столу РСПМ)


По традиции во время выставки «Металлоконструкции» (ЦВК «Экспоцентр», Москва) проходит заседание Клуба маркетологов Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ). Ведущими круглого стола выступили В. Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт», А. Ермаков, директор по развитию и маркетингу А ГРУПП, и А. Романов, президент РСПМ. На мероприятии участники обсудили текущую ситуацию на рынке металлов и спрос на металлопродукцию.

В. Тарнавский (ИИС «Металлоснабжение и сбыт») представил аналитический обзор состояния рынка стальной продукции в России и мире. Он отметил, что мировой рынок листового проката с весны 2023 г. находится на относительно стабильном уровне, однако между различными регионами наблюдаются значительные контрасты. Большое влияние оказывает Китай: в 2023 г. китайский экспорт стали достиг наивысшего уровня с 2016 г. — более 93,5 млн т, что примерно на 37% больше, чем годом ранее. В первые четыре месяца 2024 г. темпы роста достигли 27%. Избыток предложения на внутреннем рынке по-прежнему заставляет китайских экспортеров форсировать внешние поставки.

В последние годы производство стали в Китае нестабильно: после роста в I полугодии во второй половине года происходит снижение. Видимое потребление стальной продукции сократилось из-за спада в строительном секторе. Но китайским компаниям сложно снизить выплавку до требуемого уровня. С 2020 по 2023 гг. видимое потребление стали в КНР сократилось более чем на 100 млн т, тогда как производство — только на 45 млн т. В результате местным металлургическим компаниям пришлось резко нарастить экспорт. Обороты международной торговли стальной продукцией сужаются вследствие замещения импорта в ряде стран и усиления протекционизма. Доля КНР в мировом экспорте снизилась до 18—20% в 2019—2021 гг., когда внутреннее потребление стали в Китае еще росло. Но по итогам 2024 г. она может превысить 30%. Для российских компаний остается все меньше места на рынках дальнего зарубежья. Цены на прокат в Китае в последние месяцы отличались высокой волатильностью, но при этом они находятся на довольно низком уровне. Это позволяет местным компаниям продавать свою продукцию за рубежом относительно дешево.

По данным Росстата, с апреля 2023 г. месячный ВВП показывает рост, обусловленный восстановлением. Правда, с конца прошлого года он начал замедляться. Вероятно, основной причиной этого стало повышение процентных ставок. С 2021 г. российская строительная отрасль демонстрирует высокие темпы роста, однако с начала 2024 г. рост замедляется. Очевидно, это связано с повышением процентных ставок и с готовящейся отменой льготной ипотеки с 1 июля. Спад в обрабатывающей промышленности, вызванный санкциями, сменился восстановлением в начале 2023 г. В течение всего прошлого года сектор давал рекордные темпы роста, но в 2024 г. произойдет замедление.

А. Романов (РСПМ) подвел небольшой итог событиям, произошедшим на рынке за последний год. Среди них он отметил вхождение в состав Северстали Корпорации А ГРУПП, продажу сортовых активов Новолипецкого металлургического комбината компании Промсорт, а также Ярцевского металлургического завода от Трубной Металлургической Компании Металлсервису.

Поступательно развиваются и другие игроки рынка металлов. Предполагается, что ЕВРАЗ Маркет будет и далее усиливать свою сервисную составляющую. Магнитогорский металлургический комбинат продолжит развивать свой торговый дом, а также логистический комплекс мощностью хранения более 150 тыс. т рулонов холоднокатаного листа, который был запущен в Тольятти (Самарская обл.) три года назад.

Сохраняет тренд на расширение производства Сталепромышленная компания. Так, за последнее время компания ввела в эксплуатацию новые трубосварочные станы в Перми и на Дальнем Востоке, а также развивает металлосервисное направление.

Королевский трубный завод наращивает трубные производства в различных регионах России.

Брок-Инвест-Сервис расширяет свою филиальную сеть. Если когда-то компания имела склады только в Московской области и отделы продаж в радиусе 500 км от Москвы, то сейчас складских площадок уже более десяти в различных регионах страны.

И эта трансформация будет только усиливаться, заключил А. Романов.

А. Ермаков (А ГРУПП) рассказал о рынке трубной продукции. По его словам, по состоянию на конец мая 2024 г. отгрузки металлопродукции по железной дороге приближаются к уровню прошлого года. Средняя цена на металлопродукцию на спотовом рынке за пять месяцев выросла лишь на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. С учетом динамики инфляции и увеличения отпускных цен заводов, вести свою деятельность с прибылью металлотрейдерам становится все более проблематично.

Что касается трубного рынка, то в текущем году отдельные трубные заводы значительно наращивают закупки рулонного проката, а значит, планируют увеличивать объемы выпуска продукции. Следовательно, давление в этом сегменте продолжит расти.

Согласно опросу участников трубного рынка, проведенному сотрудниками А ГРУПП, среди барьеров для развития наибольшую настороженность вызывают недостаток крупных инфраструктурных проектов, которые позволили бы увеличить потребление металлопроката в стране, а также усиление торговых домов и федеральных сетей. Также адекватному развитию мешает рост избыточных мощностей для производства труб и влияние государства на рыночное ценообразование.

А ГРУПП сохраняет свои позиции в качестве крупной металлоторговой сети в России и странах ближнего зарубежья, добавил А. Ермаков. Объемы продаж растут. Так, в прошлом году реализация составила 1,2 млн т, в текущем году также планируется нарастить объемы продаж. Порядка 40% из них — это трубная продукция, и в перспективе эту пропорцию предполагается сохранить.

Далее Т. Кондратьева, директор по маркетингу Платферрума, рассказала о трендах, складывающихся в e-commerce. В частности, она отметила, что в 2024 г. мировые тренды в B2B-e-commerce для промышленных платформ, торговли металлом, деревом и другими материалами в Европе и США также отражают общие тенденции цифровизации, автоматизации и устойчивого развития.

Она перечислила следующие ключевые тренды и примеры компаний, их реализующих:

·           диджитализация и автоматизация процессов;

·           использование данных и аналитики;

·           улучшение клиентского опыта;

·           интеграция с ERP- и CRMх-системами;

·           безопасность и управление рисками;

·           мобильные технологии;

·           внедрение финтехнологий.

К удачным примерам финтеха в B2B Т. Кондратьева отнесла:

·           интеграцию платежных систем и финансовых сервисов (Basware);

·           финансирование цепочки поставок (Taulia);

·           цифровые платформы для управления рисками и кредитованием (Euler Hermes);

·           блокчейн для прозрачности и безопасности транзакций (TradeIX);

·           инструменты для управления рабочим капиталом (C2FO);

·           электронные коммерческие кредитные решения (BlueVine);

·           автоматизацию финансовой отчетности и аналитики (Anaplan).

А. Красавин, маркетолог компании ЕВРАЗ Маркет, также отметил важность развития электронной коммерции.

На текущий момент компания стремится к тому, чтобы максимально упростить путь от заявки до отгрузки, и уже сейчас функционал электронной площадки ЕВРАЗ Маркета позволяет покупателю без участия менеджера оформить на сайте заказ, оплатить его, заказать доставку и металлосервисные услуги, и получить продукцию уже непосредственно на объекте. Клиент может даже забронировать время доставки в рамках существующих слотов.

В. Максимова, директор по маркетингу Новосталь-Маркет, рассказала о том, как при помощи CRM-системы компания увеличила производительность менеджеров, а также на 50% нарастила клиентскую базу. Благодаря внедрению новой CRM, ей удалось исключить некоторые рутинные процессы из деятельности сотрудников, а также на регулярной основе отслеживать клиентов, с которыми давно не работали, и привлекать их к компании.

Кроме того, были прописаны процессы алгоритмизированного ценообразования в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Д. Горячев, руководитель направления маркетинга Объединенной металлургической компании, отметил довольно неплохое состояние дел в отраслях, потребляющих трубную продукцию, в первую очередь в строительном секторе. Он добавил, что компания продолжает развитие своей сбытовой сети, и на сегодня ОМК Маркет располагает 12 площадками. Недавно появились подразделения в Пятигорске (Ставропольский край) и Санкт-Петербурге.

В целом на встрече маркетологов металлургических и металлоторговых компаний под эгидой РСПМ царили довольно позитивные настроения. Несмотря на растущую конкуренцию, игроки рынка ищут новые пути для развития, новые инструменты повышения эффективности и новые более маржинальные ниши. Именно это является целью и мотивом для встречи и обсуждения в рамках таких мероприятий.

 

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?