Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
25.09.2025 И. Жиганов: «За движение вперед и за яркие краски! Неспортивно иначе!»
Шесть десятков – это возраст мудрости и взгляда в будущее! Именно в таком ключе прошла беседа с Игорем Жигановым, основателем и руководителем компании Металл-Маркет накануне его юбилея. Его бизнес-путь, начавшийся в непростые 90-е, на заре рыночной экономики, стал, по сути, историей малого бизнеса в России. В интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» он поделился секретами устойчивости компании, рассказал о ее развитии и сегодняшних перспективах.
Игорь Юрьевич, в нашей стране ситуация в бизнесе меняется быстро, зачастую очень непредсказуемо. Какие события за годы вашей предпринимательской деятельности запомнились вам наиболее ярко? С какими вызовами пришлось столкнуться и как удалось их преодолеть?
Да, жизнь и ее бизнес-составляющая за мои более чем 33 года в металлургии скучать никогда не давала.
Самым незабываемым и драйвовым периодом, безусловно, были 1990-е годы. Тогда, будучи молодыми и неопытными, мы сталкивались с совершенно новыми вызовами и рисками в новых экономических условиях. С особой теплотой вспоминаю нашу пионерскую бизнес-молодость.
В советские годы, в 14 лет, мне довелось поработать два года на токарной металлообработке. С 17 лет началось мое четырехлетнее участие в Студенческом строительном отряде (ССО), где я получил разряды по нескольким строительным профессиям: дорожный рабочий, каменщик, штукатур и др., вплоть до мастера по укладке железнодорожных путей. В ССО я занимал руководящие позиции, а в 19 лет стал командиром. Таким образом, бизнес я начинал совсем с ненулевым опытом и красным дипломом лучшего вуза региона — отличные стартовые условия!
Что касается вызовов, то их было немало. Это как с пожарами: более 95% носят исключительно рукотворный характер. Из этого можно сделать вывод, что нужно прогнозировать действия других людей, а это весьма сложная задача.
Мой подход к решению задач прост: я оперативно генерирую в голове математическую модель с вариантами А, Б, В и воплощаю ее. При этом стараюсь найти оригинальное решение — такое, которое не применяется другими.
Что является для вас главной мотивацией? Что заставляет продолжать, несмотря на трудности?
Отвечу так: глядя на Дональда Трампа и других возрастных мировых бизнесменов, я задаюсь вопросом: зачем им все это надо? И понимаю, что их жизнь яркая, пока они в деле, а как только их миссия будет выполнена, они затухнут. Я же всегда за движение вперед и за яркие краски! Неспортивно иначе!
Преодоление трудностей — это, прежде всего, личностный рост, а в моей системе ценностей это на первом месте.
Как изменилась отрасль за время вашей деятельности? Как вы и компания Металл-Маркет адаптируетесь к этим изменениям?
Региональный металлотрейдинг претерпел колоссальные изменения. Если в 1990-х годах мы играли главенствующую роль на рынке металлов в регионах, то сейчас это скорее узкоспециализированные ниши, что соответствует мировым тенденциям. Практически ежедневно приходится перестраиваться (или подстраиваться), независимо от личных желаний и убеждений. Мы настолько давно в этой бизнес-лодке, что у нас нет другого выбора, кроме как плыть дальше, используя все доступные ресурсы.
Какую роль в вашем успехе играет команда компании? Что для вас значит «строить сильную команду»?
Безусловно, коллектив играет ключевую роль. Я же не самозанятый, моя работа — занять других.
Я всегда был поклонником командных видов спорта, причем неважно, игровые это виды или эстафета. Это всегда динамично и волнующе, поскольку не знаешь, как проявит себя каждый член команды для достижения общего результата.
Как от перестановки мест слагаемых изменится сумма? В каждом коллективе есть потенциал, с которым интересно работать. Однако над этим нужно непрерывно трудиться, что особенно непросто в нынешнее некомандное время. Построение сильной команды — это непрерывный и самый сложный процесс. Все остальное в любом деле можно считать техникой вопроса. «Кадры решают все» — отличный постулат!
Возникал ли у вас соблазн выйти за рамки регионального металлотрейдера и развиваться более глобально? Какое качество или навык, по вашему мнению, сегодня наиболее важен для долгосрочного успеха в бизнесе?
Наполеоновских планов у нас никогда не было. Да, мы открывали филиалы в Краснодаре и Москве, но качественно разорваться на все не получилось. Но попробовали — тоже полезный опыт.
Я считаю, что для успеха в любом деле необходимы два слагаемых: мозги и труд, подобно теории и практике в вузе. Ну и желание, само собой, иначе без него все теряет смысл. Только постоянный, вдумчивый труд и обновляемые знания всего коллектива позволяют совершенствоваться и оставаться конкурентоспособными.
Большинство из нас в 1990-е годы пришло в бизнес не по своей воле — у нас и планов таких не было. Мы были ориентированы на другое, не менее глобальное.
Среди качеств, способствующих долгосрочному успеху, я бы выделил взвешенность. Как человек, выросший в советское время, я не склонен фокусироваться исключительно на максимизации прибыли — с ней потом нужно работать, и работа эта должна быть взвешенной.
На что вы опираетесь в жизни?
В жизни и в бизнесе я полагаюсь прежде всего на науку, в первую очередь на математику. Любое отклонение от ее принципов ведет к негативным последствиям.
Мой боевой дух укрепляют коллеги по ремеслу, в частности, из Российского союза поставщиков металлопродукции, в котором мы состоим с 2001 г., и в котором нам очень комфортно. Без них, как без органов чувств. Вокруг очень много интересных людей, у которых я с большим удовольствием и без всякого стеснения заимствую лучшее. Такой комплексный симбиоз обеспечивает гармоничное движение вперед.
Чем вы гордитесь больше всего? Речь не только о достижениях в бизнесе, но и в человеческом плане?
Когда видишь удачную реализацию (на языке науки — «внедрение») своих знаний и трудов, позитивные отзывы сотрудников, коллег и клиентов, то понимаешь, что ты востребован в обществе и конкурентен. Проигрыш в чем-то становится стимулом догнать и перегнать. Всегда было, есть и, уверен, будет желание идти в авангарде, искать новые пути и решения — это интересно и добавляет адреналин.
Какие главные цели или вызовы у Металл-Маркета на ближайшие 5—10 лет? Что вы лично еще не успели реализовать, но хотели бы?
В перспективе ближайших пяти лет есть понимание, над чем работать и как совершенствовать себя и свой бизнес. Возможностей для развития более чем достаточно. Продолжим углублять и совершенствовать то, что у нас хорошо получается: оперативность, всесторонний сервис и максимальную удовлетворенность клиентов. По сути, мы никогда не продавали просто металл — мы продаем интеллект, самый дефицитный продукт!
На десять лет планы строить, наверное, некорректно, поскольку у меня нет подходящей математической модели для таких прогнозов.
Мы регулярно проводим опросы сотрудников, чтобы понять, что они больше всего ценят в нашей компании. Как правило, ответ один на протяжении многих лет: «Стабильность и надежность». Это, безусловно, радует, но и ответственности добавляет. Я не вижу смысла искать новые качества, если десятилетиями и сотрудники, и клиенты неизменно отдают предпочтения именно этим. Разве этого недостаточно?
Интересно, что моим первым местом работы после вуза был отдел проектного института с говорящим названием «Повышение устойчивости функционирования…». По сути, именно этим я и занимаюсь всю свою профессиональную жизнь.
Моя главная цель — сделать ярче и позитивнее как свою жизнь, так и жизнь окружающих.
Расскажите, пожалуйста, о «кухне» проекта «Металлленд». Как пришла идея его создания? Почему это заинтересовало? Как готовятся и отбираются вопросы? Что дает проект вам и вашему бизнесу?
В 2025 г. исполняется 50 лет легендарной программе «Что? Где? Когда?». С детства я смотрю эту передачу, почти с самого ее начала. Меня всегда увлекал процесс познания нового, особенно того, что находится рядом, но остается незамеченным. Именно «Что? Где? Когда?» стало катализатором для создания нашей игры «Металлленд».
До запуска «Металлленда» (в 2017 г.) мы более пяти лет проводили интеллектуальные игры для сотрудников. Первые вопросы касались интересных моментов из нашей металложизни, например: какую металлопродукцию клиенты ласково называют «Дюймовочка»?
Первая же игра «Металлленд», которую мы провели на выставке «Металл-Экспо», имела большой успех: участники просили сделать ее регулярной. Сейчас мы готовим уже девятый сезон, предлагая нетривиальные вопросы о роли металлов в нашей жизни. Оглядываясь назад, мы видим, как вырос уровень вопросов и как мы сами стали профессиональнее. У нашей игры множество поклонников и постоянных участников, а аудитория и география игры неуклонно расширяются. За восемь сезонов мы провели 25 игр среди участников рынка металлов. Если в первом сезоне участвовало 16 человек, то в восьмом — уже 225 (38 команд из 17 городов семи федеральных округов).
Создание вопросов — непростая задача. В идеале, вопрос должен быть интересным и познавательным, чтобы ответ на него можно было найти логическим путем, раскрывая значимость металлов с неожиданных сторон. Мы перерабатываем огромное количество материала, новостей и фактов, чтобы участники игры, как и мы сами, получили удовольствие и новые знания. Замечу, что большинство вопросов мы черпаем из реальной жизни, что непросто, но ценно!
Одним из ключевых факторов в бизнесе является умение выстраивать общение с партнерами, поставщиками и клиентами. «Металлленд» — один из небанальных инструментов заводить и поддерживать хорошие неформальные отношения с коллегами по рынку.
Поделись с коллегами:
Читать все новости ![]()
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях:



